Демократы:
— хотели получить специального прокурора и получили;
— хотели получить расследование и получили;
— хотели получить слушания в конгрессе и получили;
— хотели получить доклад специального прокурора и получили.
Теперь им нужен полный доклад специального прокурора без каких-либо сокращений, хотя в докладе специального прокурора, опубликованном генеральным прокурором Уильямом Барром, минимум купюр. Они знают, что в таком докладе, версию которого Барр пообещал дать для ознакомления руководству обеих партий, содержится информация большого жюри, а обнародовать ее закон запрещает. Но они все равно хотят его получить.
Еще они хотят, чтобы специальный прокурор Роберт Мюллер дал показания в конгрессе. Нет никаких сомнений, Мюллер даст показания в конгрессе.
А что потом? Что демократы потребуют дальше, чтобы отвлечь внимание страны от экономических успехов, достигнутых при президенте Трампе? С самого начала было понятно, что расследование сговора — это политический заказ и замена политики. В последние два года намного проще выступать с нападками на президента Трампа, ложно обвиняя его в сговоре с русскими, чем предлагать хорошие идеи о продвижении страны вперед.
У демократов есть две проблемы. Во-первых, страна все чаще ставит в заслугу президенту Трампу создание новых рабочих мест, повышение производительности труда и заработной платы. Во-вторых, в рядах Демократической партии наметился раскол, она страдает от дефицита лидерства и от громкой разноголосицы тех, кто хочет привлечь к себе внимание. Они не могут договориться о политическом курсе, но упрямо гнут свою линию, нападая на Трампа.
Между тем, американцы готовы двигаться дальше. Людей в большей степени беспокоит иммиграция, здравоохранение и прочие проблемы, отражающиеся на их кошельках. К сожалению, им не позволят этого сделать Джерри Надлер, Адам Шифф, Элизабет Уоррен, Чак Шумер, Максин Уотерс и прочие. Сенатор Уоррен, отчаянно пытающаяся привлечь внимание к своей пробуксовывающей президентской кампании, является лидером только в призывах к импичменту. Конгрессмен Надлер в надежде найти что угодно для продолжения расследования, выдал повестки буквально всем, кто хоть каким-то боком связан с бизнесом Трампа. Он требует публикации доклада Мюллера в полном виде и предоставления всех сопутствующих свидетельств и улик.
Член палаты представителей Адам Шифф заявил после выхода доклада Мюллера, что «сговор несомненно есть», хотя десятки следователей не нашли абсолютно ничего. Он заявил в интервью: «Мы продолжим расследование контрразведывательных вопросов. Был ли президент и люди из его окружения каким-то образом дискредитированы враждебной иностранной державой?… Похоже, в докладе Мюллера об этом ничего нет». А может, это связано с тем, что, многочисленные утверждения Шиффа просто не соответствуют действительности, и никакой дискредитации не было?
Но Шифф просто не может остановиться, потому что ничего другого у него нет. Спросите себя, кто-нибудь слышал про Адама Шиффа, пока он не стал публичным лицом фракции «Свергнем Трампа»?
Справедливости ради надо сказать, что и Трамп не готов двигаться дальше. Он хочет извинений. Мы читаем, что он хотел уволить Мюллера, а Мюллер не желал уходить, даже понимая, что выдвинутые обвинения ложны. Трамп рвет и мечет, он запугивает, он взбешен из-за того, что ему удалось одержать верх над «неизбежной победительницей» Хиллари Клинтон, а его достижения затмили вздорные обвинения и постоянные спекуляции о его возможном падении. Что еще хуже, враги Трампа называют его колоссальную победу незаконной из-за российского вмешательства. Но голосовавшие за Трампа понимают, что это не так.
Трамп хочет от всей страны признания того, что расследование Мюллера было фабрикацией, которую подготовили проигравшие неудачники, и которой попустительствовало политизированное Министерство юстиции. Но этого не будет.
Вместо того, чтобы и дальше следовать этим бесполезным курсом, президенту надо еще раз дать резкую отповедь Лжи о Сговоре и потребовать проведения прозрачного и строгого расследования российского вмешательства в выборы. Он должен поручить своей администрации не допускать новые кампании влияния со стороны Москвы, которыми она знаменита. Благодаря такой инициативе удастся отделить фанатичные и узколобые нападки на Белый дом Трампа от серьезных вопросов, которые волнуют всех американцев.
Это будет полезно для кампании Трампа 2020 года. В конце концов, на следующих выборах Путин наверняка наведет все свои орудия на Трампа. Хотя либеральные средства массовой информации игнорируют политику Белого дома в отношении России, реальность такова, что у Трампа эта политика намного жестче и суровее, чем у его предшественника. Он поставил оружие на Украину, потребовал от членов НАТО увеличить расходы на оборону, ввел санкции против многочисленных военных, разведывательных ведомств и против коммерческих предприятий России, увеличил экспорт газа в попытке ослабить контроль Москвы над поставками энергоресурсов в Европу, поднял военные расходы в США. По этой причине Путин предпочел бы, чтобы за американский руль на четыре года сел Берни Сандерс, а не Дональд Трамп.
Президенту Трампу никто не объявит импичмент на основании шаткого обвинения в препятствовании правосудию. Контроль республиканцев над сенатом практически гарантирует провал таких попыток. Кроме того, в палате представителей слишком многие новые демократы представляют округа, в 2016 году проголосовавшие за Трампа, и посему они будут воздерживаться от этой вызывающей раскол меры. Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси и ее заместитель Стини Хойер (Steny Hoyer) отвергли призывы начать процедуру импичмента. Хойер заявил Си-Эн-Эн: «Основываясь на том, что мы видим на сегодня, я могу сказать, что продолжение процедуры импичмента в данный момент бессмысленно».
Тем не менее, в непослушной партийной фракции Пелоси немало тех, кто будет и дальше призывать к импичменту. Среди них члены палаты представителей Александрия Окасио-Кортес (Alexandria Ocasio-Cortez) и Рашида Тлаиб (Rashida Tlaib), пообещавшие «подвергнуть этого сукина сына импичменту» уже через несколько часов после вступления в должность. Для этой компании импичмент — не более чем возможность привлечь к себе внимание прессы и набрать побольше «лайков» в соцсетях. Остается задать вопрос о том, думают ли они вообще о благе своей страны.
Выступая в феврале с докладом о положении в стране, президент Трамп пообещал: «Мы можем сделать наши сообщества более безопасными, наши семьи — сильнее, нашу культуру — богаче, нашу веру — глубже, а наш средний класс — более процветающим». Он предложил демократам на выбор «величие или безвыходное положение, результаты или сопротивление, дальновидность или мстительность, невероятный прогресс или бессмысленное разрушение».
Демократы вряд ли выберут величие.