Виртуальная реальность
Великолепный результат Владимира Зеленского — это в первую очередь эффект разочарования украинцев пятилетним президентством Порошенко и умелой работы избирательного штаба победителя. Большинство экспертов на Украине еще несколько месяцев назад не считали Зеленского фаворитом: как и я, они не смогли верно оценить глубину начавшихся в украинском обществе процессов.
Часто звучащее утверждение, что украинцы выбрали Зеленского, поскольку они хотят перемен и реформ, не соответствует действительности: оно сильно упрощает реальность. Если взглянуть на обозначившиеся тренды, можно сказать, что жители Украины не понимают, в чем должны заключаться реформы. Видно также, что они готовы прислушиваться к восточному соседу, который убеждал их, что главным препятствием на пути к прекращению войны выступает Порошенко. Судя по всему, в этом кроется причина эффективности Зеленского и неэффективности уходящего главы государства.
По данным опросов социологической группы «Рейтинг», 47% украинцев ожидают от нового президента немедленных результатов или по крайней мере их появления в течение шести месяцев после его вступления в должность, еще 25% готовы дать президенту год. Вывод из этого следует простой: подавляющее большинство жителей Украины (72%) оторвано от реальности, ожидания этих людей в столь сжатые сроки реализовать невозможно, следовательно, они быстро разочаруются в Зеленском. Любопытно, что если учитывать только электорат нового президента, цифры окажутся практически такими же.
По данным Киевского института социологии, список общественных ожиданий выглядит следующим образом: 39,1% украинцев хотят незамедлительного снижения тарифов на коммунальные услуги, 35,5% ждут, что глава государства внесет на рассмотрение Верховной рады закон о лишении депутатов иммунитета, 32,4% надеются на ускоренное расследование громких коррупционных дел. Четвертое место среди приоритетов общества (23,3%) занимает «начало переговоров с Россией». Все эти ожидания имеют мало общего с реформами. Первое требование, которое можно назвать реформаторским, изменение избирательного законодательства, находится всего лишь на восьмом месте с 8% (при этом в опросе можно было выбрать три приоритета).
Социологи также указывают, что электорат Зеленского неоднороден: половина хочет интеграции с НАТО, а половина выступает против такого шага, то же самое касается вопросов реинтеграции Донбасса или контактов с Москвой. Это еще одна предпосылка к тому, что значительная часть избирателей Зеленского быстро в нем разочаруется.
Политические потрясения
Шансы на появление в парламенте новой коалиции до октябрьских выборов крайне невелики. Это значит, что как минимум до ноября пространства для маневра у нового президента будет немного. Ему наверняка не удастся провести своих людей на посты главы Службы безопасности, генерального прокурора или министра иностранных дел, хотя он сможет рассчитывать на полную поддержку министра внутренних дел Арсена Авакова, который стал одним из основных неявных победителей выборов. Так или иначе, в ближайшие полгода политическая конфигурация не позволит президенту в полной мере претворить свои планы в жизнь. Зеленский может попробовать провести выборы раньше, но, во-первых, в парламенте сторонников такого сценария совсем мало, а во-вторых, президенту пришлось бы нарушить Конституцию, которая гласит, что распустить Верховную раду можно не позднее чем за полгода до окончания ее полномочий.
Градус конфликтов на политической почве в последние месяцы нарастал, так что избирательная кампания, фактически стартовавшая 1 апреля, обещает стать весьма бурной и усугубить ситуацию. Рейтинги отдельных партий практически гарантируют, что борьба за Верховную раду будет наполнена не меньшими эмоциями, чем битва за президентский пост. Прогнозировать, каким станет результат этой схватки, сложно, но, представляется, что победителям придется выстраивать коалиционные структуры с акробатической ловкостью, а это не будет способствовать спокойной и конструктивной работе.
Закулисные игры
Не секрет, что расклад сил между ключевыми группами влияния на независимой Украине имел решающее значение в выборе направления развития государства. Петр Порошенко сумел создать довольно стабильную конструкцию, которая позволила значительно (по сравнению с ситуацией до 2014 года) ограничить влияния олигархов. Деолигархизацией назвать это нельзя, более верным было бы определение «компромисс с олигархами при мягком давлении со стороны Порошенко». Сейчас эта система рухнет и произойдет перетасовка сил.
Ключевой фигурой в новой олигархической конфигурации станет, несомненно, Игорь Коломойский, а черты его характера указывают на то, что новая политическая реальность станет гораздо менее спокойной. На преференции может также рассчитывать группа Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина, кроме того, развернут крылья Павел Фукс и Виталий Хомутынник — бизнесмены меньшего калибра. В свою очередь, Виктор Пинчук сохранит относительный нейтралитет.
Интереснее всего то, какую позицию займут самый богатый украинец Ринат Ахметов и фаворит Путина Виктор Медведчук. Второй, по всей видимости, постарается заключить с Коломойским тактический союз, но в долгосрочной перспективе будет думать о повышении популярности своего движения «Оппозиционная платформа — За жизнь», которая «пасется» на том же электоральном поле, что и Зеленский. Ахметова могут ожидать неприятности, но вряд ли дело дойдет до репрессий. Связующим элементом в отношениях между самым богатым украинцем и Коломойским могут стать планы второго, касающиеся реинтеграции Донбасса: Ахетова эта тема интересует.
Накануне второго тура выборов журналисты портала «Бигус.инфо» опубликовали материал, рассказывающий о внутренних конфликтах в команде Зеленского: входящие в нее группы пытаются подавить друг друга. Эксперты, находившиеся близко к штабу нового президента, эти сообщения подтверждают. Подобные новости на фоне серьезных перетасовок в олигархических кругах не будут способствовать ни проведению реформ, ни стабилизации политической сцены, тем более что в окружении Зеленского реформаторы вроде Александра Данилюка или Айвараса Абромавичюса вряд ли окажутся в большинстве. В этом свете предвыборные обещания Зеленского «оздоровить элиты» выглядят пустыми мечтами.
Безопасность и Россия
Так сложилось, что эти два понятия вопреки воле самой Украины оказались для нее тесно взаимосвязанными. Аннексия Крыма и война в Донбассе остаются основными проблемами в сфере безопасности, с которыми придется разбираться Зеленскому. Он говорит, что не приемлет оккупацию и хочет заключить с Путиным мирное соглашение, которое остановит войну в Донбассе.
Согласно опросу Фонда «Демократические инициативы», 67,4% жителей Украины готовы пойти на компромисс с Москвой, касающийся условий прекращения военных действий в Донбассе, при этом всего 16,2% респондентов допускают заключение компромисса любой ценой. Если присмотреться к позиции общества внимательнее, окажется, что половина опрошенных отметает все наиболее неблагоприятные для украинской государственности сценарии (проведение выборов на условиях Москвы и сепаратистских республик, автономия в составе Украины или полная амнистия для сепаратистов). Если сопоставить это с реалиями, в первую очередь с позицией России, станет ясно, что установить прочный мир в Донбассе можно лишь в случае краха режима Путина (сейчас это представить себе сложно) или существенных уступок со стороны Киева, то есть фактически его капитуляции.
Опасения вызывает также перспектива того, что Зеленский не добьется успехов на международной арене. Если принять во внимание очевидный факт, что Киев может выиграть войну с Москвой только благодаря поддержке западных партнеров, новая украинская реальность приобретет не слишком радужные черты.
Отдельная тема — это дальнейшая судьба сектора безопасности. Неоспоримые (хотя конечно, далекие от идеала) достижения своего предшественника Зеленский, скорее всего не похоронит, однако, вполне возможно, что темп изменений значительно снизится. Ожидая «смягчения» ситуации в сфере безопасности, могут активизироваться пророссийские круги, которые, как полагают эксперты, занимают пока пассивную позицию прежде всего из-за решительных действий украинских силовых органов.
Что дальше?
Все эти процессы сейчас, непосредственно после выборов, сложно свести к единому знаменателю, тем более что ситуация развивается довольно динамично. Тем не менее можно постараться обозначить несколько возможных векторов развития ситуации. Начало «эпохи Зеленского», с одной стороны, знаменуется появлением некоторых шансов на лучшее завтра, а с другой — она может обернуться усугублением существующих проблем и угроз.
Многое указывает на то, что Зеленский окажется слабым президентом, Украину ожидает продолжительное перетягивание политического каната, а это будет мешать нормальной работе государственных институтов. Плюсами Зеленского станут фактор новизны и эффективность его штаба, с которым президент наверняка продолжит сотрудничество. Неизвестно, однако, какие сюрпризы скрываются в самом характере главы государства. Мощным акцентом его президентства может стать суд над фигурантами самых громких коррупционных афер времен Порошенко, но на этом плюсы заканчиваются.
Зеленский сохраняет шансы на создание устойчивой и работоспособной политической модели, но в свете описанных выше тенденций они выглядят весьма незначительными. Перспектив на ускорение реформ практически нет, большим успехом будет уже сохранение их нынешнего скромного темпа. Полного отката назад при этом не произойдет, хотя некоторые явления такого рода мы наверняка увидим.
Также не следует ожидать разворота Киева к Москве или, как предупреждали сторонники Порошенко, реванша сил антимайдана. Однако нет никаких сомнений, что президентство Зеленского откроет перед Кремлем дополнительные возможности в сфере воздействия на Украину. России не стоит заранее слишком этому радоваться, поскольку в заключительной фазе избирательной кампании были отчетливо видны симптомы новой консолидации патриотических и прозападных кругов, а о тех россияне не раз ломали зубы.