Список проблем, с которыми сталкивается экономика России, весьма велик: все новые и новые угрозы санкций со стороны США, сокращение реальных доходов населения, снижение курса рубля, слишком слабый рост экономики, согласно прогнозу МВФ — всего на 1,6%. В экономическом плане Россия, несмотря на довольно высокие цены на нефть, переживает трудные времена.
Тем не менее немецкие компании инвестируют в России все больше средств: по данным Федерального банка, прямые инвестиции в 2018 году выросли на 14% почти до 3,3 миллиарда евро, и их рост оказался самым интенсивным после мирового финансового кризиса 2008-2009 года.
Лишь в 2007 году немецкие предприятия вложили на пространстве от Калининграда до Камчатки свыше 7,4 миллиарда евро. Однако тогда в эту сумму вошли инвестиции особого рода: концерн «Юнипер» (Uniper) вложил в одну из российских энергетических компаний 4,6 миллиарда евро.
Растут не только инвестиции, но и торговля между Германией и Россией, объем которой увеличился в 2018 году на 8,4% до 61,9 миллиарда евро. Импорт из России вырос в годовом исчислении на 14,7%, достигнув порядка 36 миллиардов евро.
Рост экспорта в Россию прибавил, по данным Федеральной службы статистики, 0,6% и составил 25,9 миллиарда евро. При этом значительно увеличилось количество работающих на территории России немецких компаний: в конце прошлого года эта цифра составила 44 861.
Первой причиной склонности немецкой экономики к инвестициям в Россию является настойчивость последней: глава концерна «Даймлер» (Daimler) Дитер Цетше (Dieter Zetsche) в присутствии российского президента Владимира Путина и министра экономики Германии Петера Альтмайера (Peter Altmaier) открыл новейший завод «Мерседес» (Mercedes), стоимость которого составила около 250 миллионов евро.
«Завод «Мерседес-Бенц Московия» (Mercedes-Benz Moscovia) становится очередным элементом нашей стратегии по производству там, где находятся наши клиенты», — обосновал Цетше этот шаг. При этом он умолчал о том, что на прошлой неделе сказал глава концерна «Фольксваген» (Volkswagen) Херберт Дисс (Herbert Diess) после личного разговора с Путиным: «Тот, кто в России хочет продавать что-то государству, должен сам вкладываться в эту страну».
Ключевое слово при этом — «импортозамещение». Как признался Дисс, на встрече с Путиным он хотел обсудить тему налоговых льгот за обширную локализацию производства автомобилей VW в России. У его концерна есть заводы в Калуге и Нижнем Новгороде, а инвестиции с 2014 года превысили полмиллиарда евро.
Кроме гигантов «Даймлер», VW или «Винтерсхал» (Wintershall) («дочки» BASF) и «Юнипер», которые вложили по 950 миллионов евро в «газпромовский» проект «Северный поток — 2», на российском рынке, по данным Внешнеторговой палаты, активно работает немецкий средний бизнес.
Издержки на оплату труда сопоставимы с Китаем
Наряду с требованиями российских властей по локализации производства, есть и вторая причина, по которой немецкие компании стремятся на Восток. Шепп указал на то, что российский рубль за последние годы потерял около половины своей стоимости, что представляет особый интерес для компаний, имеющих собственное производство в России и экспортирующих свою продукцию на другие рынки за более твердые валюты, но закупающих материалы на местах за более дешевый рубль.
По словам Шеппа, издержки на оплату труда в России уже сопоставимы с издержками в Китае, по крайней мере, в текстильной промышленности. «Фольксваген» также отправляет на экспорт каждый четвертый автомобиль, произведенный в России. «Слабый рубль делает новые инвестиции в России весьма привлекательными», — подчеркнул эксперт.
Третья причина: население России составляет 140 миллионов человек, что представляет собой «значительный потенциал» с точки зрения рынка сбыта, добавил глава Внешнеторговой палаты.
Четвертая причина носила временный характер, но также сыграла свою роль в плане готовности немецких компаний к инвестициям в России: в прошлом году они получили большие заказы в рамках подготовки чемпионата мира по футболу.
Это касалось «нишевых» производителей, представляющих средний бизнес: например, компания «Вило» (Wilo) производит насосы, которые были нужны для создания дренажных систем на стадионах. Теперь у «Вило» также есть собственный завод в России. А технологический гигант «Сименс» (Siemens), в свою очередь, сотрудничает с российской национальной железнодорожной компанией в рамках строительства суперскоростной железной дороги.
По поводу высказывания председателя Восточного комитета немецкой экономики Вольфганга Бюхеле (Wolfgang Büchele) о том, что над Россией висит «дамоклов меч» американских санкций, Шепп уверенно сказал: «Именно компании, хорошо знающие Россию, не позволяют так легко запугать их санкциями и политическими проблемами».