Россия прекращает экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину, а также расширяет запрет на ввоз некоторых украинских товаров на свою территорию. Об этом 18 апреля заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Устанавливается запрет на экспорт на Украину российской нефти и нефтепродуктов», — заявил он, добавив, что Россия также расширяет запрет на ввоз некоторых украинских товаров. «Мы расширяем запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров, эта мера коснется украинской продукции машиностроения, легкой промышленности, металлообработки, стоимость которой за прошлый год составила почти 250 миллионов долларов», — сказал Медведев.
Он уточнил, что с 1 июня некоторые российские товары можно будет экспортировать в Украину только после получения специального разрешения. В эту категорию, помимо нефтепродуктов, например, попал и уголь. По его словам, это ответная мера на недавнее расширение украинских санкций в отношении поставок товаров из России.
Не нужна нам ваша нефть
Как рассказал «Апострофу» аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, Украина сегодня не покупает нефть в России, поэтому речь идет исключительно о запрете поставок нефтепродуктов. Кроме того, в структуре импорта автомобильного горючего доля российского бензина в Украине ничтожна, соответственно, необходимо рассматривать ситуацию лишь с дизельным топливом (ДТ) и сжиженным газом.
Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн также отмечает, что речь может идти о поставках автогаза и дизтоплива, при этом доля российского ДТ в Украине составляет порядка 40%. По его словам, если рассматривать радикальный сценарий, то есть полный запрет поставок из РФ, то по дизтопливу замещение может произойти за счет импорта из Белоруссии, морских поставок, а также увеличения переработки на отечественном нефтеперерабатывающем заводе — Кременчугском НПЗ, который принадлежит Укртатнафте. Это, по его мнению, приведет к росту цен в среднем на 1-1,5 гривны/литр. Импорт сжиженного газа из России можно заместить также за счет поставок морем, отметил Куюн. «Морская логистика более дорогая, поэтому цены (на сжиженный газ) вырастут в среднем на 2 гривны/литр», — сказал эксперт изданию.
У Александра Сиренко близкая позиция. «Мы, наверное, будем дороже платить за получаемый продукт — в районе от одной гривны до трех гривен на литре, — сказал он, характеризуя ситуацию на рынке дизельного топлива. — А, если благоприятно сыграет внешний рынок, независимо от нашей ситуации, и котировки уйдут вниз, а такая динамика тоже намечается, то мы можем и не заметить этого подорожания». По его словам, за оставшееся до введения запрета время найти новые каналы поставок «не представляет большой проблемы».
Что касается сжиженного газа, то, по словам Сиренко, здесь несколько иная конъюнктура рынка. «Возможно, понадобится несколько больше времени, и премия (цена, — «Апостроф») на этот продукт будет больше», — заявил специалист.
Ложная тревога
Однако насколько реален жесткий сценарий с поставками нефтепродуктов из РФ?
По словам Сергея Куюна, изучив ситуацию с якобы запретом экспорта нефтепродуктов из РФ в Украину, можно сказать, что это была ложная тревога. «Этот порядок поставки нефтепродуктов существует и сегодня. Поставщик должен предоставить огромный пакет документов вплоть до того, кому в Украине это топливо будет поставляться, чтобы можно было понять, как оно будет использоваться, потому что это якобы направлено на то, чтобы нефтепродукты не использовались в военных целях», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что в постановлении российского правительства нет формулировки именно о запрете поставок. По его словам, все, что нужно будет сделать российским поставщикам, это — «переоформить какие-то бумаги». «Участники рынка, с кем я общался, не видят признаков того, что разрешения (на поставку нефтепродуктов) выдаваться не будут», — резюмировал Куюн.
Привет из Белоруссии
Пока все разбирались с тем, запрещает ли Россия экспорт нефтепродуктов в Украину, или не запрещает, появилась угроза, откуда ее, вроде бы, не ждали — Беларусь заявила о приостановке поставок светлых нефтепродуктов в нашу страну (а также в Польшу и страны Балтии). Причина — низкое качество российской нефти, которая поступает на белорусские НПЗ.
Это значит, что украинскому рынку нужно искать замену топливу, идущему к нам из Белоруссии.
Эксперты консалтинговой компании «А-95» считают, что «последствия сбоя белорусских поставок облегчены большими запасами дизельного топлива, которые были сформированы под посевную кампанию, которая в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий». Проблем с обеспечением бензином «А-95» не ожидают и прогнозируют, что белорусский объем будет замещен топливом украинского производства, прежде всего на НПЗ Укртатнафта в Кременчуге Полтавской области, импортом из Литвы и по морю.
В «А-95» отмечают, что сейчас цены на нефтепродукты продолжают расти, «но пока основным драйвером является повышение котировок на мировом рынке вследствие уменьшения поставок из Ирана и Венесуэлы». «На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 гривны/литр. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае и составит около 1 гривны/литр», — прогнозируют в консалтинговой компании.
Дураки, дороги и Россия
Однако есть некоторые моменты, которые выпали из поля зрения широкой общественности. Дело в том, что ограничения российского экспорта в Украину касаются не только нефтепродуктов. В список соответствующих товаров, как уже было сказано выше, вошел уголь, но на него, скорее всего, будут распространятся те же требования, что и на дизель и сжиженный газ.
Сергей Куюн обращает внимание на то, что в список товаров, которые могут поставляться в Украину только по специальным разрешениям, включили моторные масла. «Их также поставляют из России, это серьезная статья поставок, но она небольшая, по сравнению с двумя основными — дизельным топливом и сжиженным газом», — отметил он.
Александр Сиренко, в свою очередь, говорит о том, что в списке нефтепродуктов, на экспорт которых из России распространяются ограничения, включен битум. «По битуму, в виду нашего инфраструктурного бума, на Россию были надежды, потому что своего битума не хватает, белорусского — тоже. Тогда мы вернемся к польскому, но он дороже, хотя и качественнее. Возможно, так даже лучше, так как нам нужен более качественный продукт для долговечности процесса», — заявил специалист.
Как тут не вспомнить анекдот о том, что в России две беды: дураки и дороги, а в Украине — три: дураки, дороги и Россия.