Вашингтон и Москва сошлись в поединке из-за Венесуэлы, и в этих условиях страны Карибского бассейна впервые со времен холодной войны снова оказались в центре мировой политики.
США со своими союзниками признали Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы и потребовали ухода Николаса Мадуро. В этих целях они усиливают санкции против венесуэльского диктатора и его кубинских союзников. Гуайдо призывает жителей Венесуэлы выйти 1 мая на самую крупную (как он надеется) демонстрацию за всю историю страны. Но Мадуро не сдается и стоит на своем, получая финансовую поддержку из Китая и России. А с недавнего времени Гавана и Москва начали оказывать ему помощь в военной области и в сфере безопасности.
По мнению администрации Трампа, все дороги в Западном полушарии ведут в Каракас. Если кризис там усилится, нарушится система государственного управления и цивилизованная жизнь. А это увеличит количество беженцев, обогатит торговцев оружием и наркокартели, и даст возможность таким силам, как «Хезболла», прочнее закрепиться в этом регионе. С другой стороны, возвращение некоей стабильности при правительстве, которое будет выступать на стороне бизнеса, положит начало экономическому подъему. Это поможет народу Венесуэлы и ее соседям, и лишит торговцев оружием и наркотиками значительной части прибыли. Что крайне важно, если в Венесуэле возобновится в прежних объемах добыча нефти, это поможет стабилизировать мировые энергетические рынки и даст Америке новые рычаги давления на Россию и Иран.
Крах режима Мадуро также станет важной политической победой для администрации Трампа. Россия же надеется унизить Запад в Венесуэле точно так же, как она сделала это в Сирии. Она наращивает поддержку Мадуро, отправляет в Венесуэлу военнослужащих и технику и помогает этой стране обходить американские санкции. «Победа» Америки в Венесуэле подаст четкий сигнал всему миру. Впрочем, как и поражение.
Внутри США свержение социалистического режима Венесуэлы придется по душе электорату Трампа и покажет, что его внешнеполитическая команда занимается не только жесткой риторикой. Особенно это понравится избирателям Флориды, чья поддержка будет очень важна для Великой старой партии (республиканцев) в 2020 году. А унизительная неудача перед выборами станет мощным ударом. Команда Трампа прекрасно осознает, насколько велики ставки.
Куба играет в этом кризисе важнейшую роль. Администрация Обамы под влиянием архаичной аргументации левого толка надеялась, что нормализация американо-кубинских отношений заставит Гавану отступиться от Венесуэлы. Но Куба и не думала об этом. Для Кубы Венесуэла стала заменой Советскому Союзу, поскольку дала Гаване субсидии, без которых социалистическая система этого острова не может обеспечить даже минимальный уровень жизни своему народу. Куба по-прежнему считает, что сотрудничество с США создает больше опасностей, чем благоприятных возможностей. Гавана согласилась на предложение президента Обамы нормализовать отношения, потому что очень хотела получать дополнительные доходы от туризма и денежные переводы из-за рубежа в условиях ослабления венесуэльской экономики и сокращения субсидий.
Если спад венесуэльской экономики продолжится, катастрофа будет грозить и кубинскому режиму. С точки зрения администрации Трампа, это исторический шанс. Если Куба, чей режим бросал вызов всем американским президентам от Эйзенхауэра до Рейгана и далее, откажется от социализма, сделав это при Трампе, престиж президента внутри страны и за рубежом вырастет многократно.
Надежда на исторические победы на Кубе и в Венесуэле, а также страх перед дорогостоящим поражением убеждает администрацию Трампа вводить далеко идущие экономические санкции. Например, Вашингтон надеется, что санкции против Центрального банка Венесуэлы помешают ему финансировать правительство Мадуро за счет продажи золотовалютных резервов на 5,1 миллиарда долларов или путем получения кредитов у международных финансовых институтов.
Администрация также надеется усилить давление на Кубу, ужесточив меры против американского туризма и денежных переводов, а также введя санкции против компаний, которые поставляют на остров венесуэльскую нефть. Администрация сделала шаг, который воодушевил бескомпромиссных антикоммунистов, бежавших с Кубы в Америку. Она объявила о своем намерении возобновить со 2 мая действие некоторых положений закона Хелмса-Бертона. Это позволит американским гражданам подавать в суды США иски против иностранных компаний, которые пользуются конфискованной режимом Кастро собственностью. Руководители таких компаний и члены их семей могут также лишиться возможности посещать Соединенные Штаты.
Американские союзники в Европе и Канаде уже негодуют из-за введения экстерриториальных санкций против Ирана. До Трампа ни один американский президент не решался вводить санкции, способные так сильно испортить отношения с влиятельными союзниками из-за политики в регионе Карибского моря. То, что Вашингтон продолжает вводить санкции, показывает, каким важным приоритетом стала Венесуэла для администрации. Если Россия будет и дальше поддерживать Мадуро, этот кризис серьезно обострится. И спустя 60 лет после того, как Фидель Кастро силой взял власть в Гаване, Куба снова окажется в эпицентре этого кризиса.