В воскресенье вечером Украина познала политический взрыв, который способна устроить мало какая другая страна в этой части континента. 41-летний Владимир Зеленский, талантливый предприниматель и шоумен, смог в окружении своих еще некогда школьных товарищей стать шестым по счету президентом современной Украины, на шее которой висит ярмом тяжелое постсоветское наследие.
Его результат в 73% голосов стал рекордным с момента провозглашения независимости в 1991 году. Мы видим достаточно серьезную ситуацию и выдающийся подвиг для того, чтобы на время отложить липнущий к Зеленскому карикатурный образ комика, который к тому же не может служить объективным отражением его выдающейся политической авантюры. Кроме того, самому победителю теперь предстоит измениться и предстать в новой роли.
«Я пока еще не президент, и поэтому могу обратиться как гражданин ко всем странам бывшего СССР и сказать им: возможно все», — заявил Зеленский после объявления результатов, впервые подчеркнув историческую высоту и размах своего достижения, а также понимание значимости для демократии в регионе, учитывая, что киевские дебаты транслировали в барах Минска и по нескольким российским телеканалам.
Стоявший неподалеку Святослав Юраш не скрывал радости. Этот молодой революционер с Майдана был разочарован эпохой Порошенко. «Все это явно стало вотумом недоверия для политической элиты, которая непрерывно управляла страной в течение 28 лет независимости, — считает он. — Сейчас же народ наделяет Зеленского необычайными полномочиями, чтобы добиться совместной работы граждан и экспертов, которые знают, как развивать страну».
Неподалеку Петр Порошенко торжественно заявил в своем штабе, что через месяц уйдет из власти, но не оставит политическую борьбу. У Зеленского же была настоящая атмосфера дискотеки: все стремились пробраться к новому президенту страны. Тому, кстати говоря, свойственен достаточно клановый взгляд на человеческие и профессиональные отношения. Его партнеры и бывшие сокурсники из «Квартала 95» могут сыграть первые роли в будущем правительстве.
«Интенсивность украинской политической жизни»
Расположившись в ВИП-зале своего штаба, Зеленский принимал первые поздравления из-за границы. От польского соседа Анджея Дуды, а затем и Эммануэля Макрона, с которым Зеленскому хотелось поговорить в приоритетном порядке. Французский лидер отметил «интенсивность украинской демократической жизни» и подтвердил поддержку начатых в стране реформ. Стоит отметить, что французская дипломатия активно работала для развития связей двух президентов одного поколения.
Несколько дипломатов проложили себе путь, чтобы познакомиться с людьми, которые могут войти в команду нового главы государства. Некоторые отметили, что увидели «усталого, но спокойного и на удивление контролирующего ситуацию человека», что никак не вяжется с образом эмоционально неустойчивой личности, который мог сложиться в хаотичном начале кампании. Сейчас он может отдохнуть после трех месяцев тяжелейшей атмосферы, но в скором времени ему предстоит сформировать команду. «Кампания была очень грязной, появлялось много фейков, которые сеяли раздор между людьми, в семьях, между соседями», — сказал «Фигаро» бывший министр экономики Айварас Абромавичус (Aivaras Abromavicius). Этот некогда высокопоставленный литовский чиновник перебрался на Украину в 2014 году, но затем уволился из правительства Порошенко и выступил с критикой коррупционных схем, которые сформировал президент в высших властных кругах.
Проблема в том, что если парламентские выборы не будут перенесены с октября на весну, Владимиру Зеленскому будет трудно проводить законы. Уже известно, что он готов доверить структуру большинства Ивану Баканову, другу детства и юристу его продюсерской компании. Уже в воскресенье многие парламентарии из нынешнего большинства пытались перебежать в другой лагерь, но верные Тимошенко и Порошенко депутаты постараются испортить ему жизнь. На протяжении последних нескольких недель из окружения Зеленского исходила идея республики с усилением роли парламента и правительством экспертов, то есть независимых деятелей и технократов, специалистов в своей области, которые должны реализовать программу реформ. В числе этих людей значится такой тяжеловес как бывший министр финансов Александр Данилюк.
На прошлой неделе он находился в Париже, и ему прочат портфель министра иностранных дел. Окончание войны в Донбассе значится в числе приоритетов Зеленского. «Мы будет продолжать Минский процесс в Донбассе, и нашей первоочередной задачей будет освобождение всех украинских политзаключенных в России», — заявил в воскресенье Владимир Зеленский, который не собирается считаться с негласным запретом на прямой диалог с Путиным.
Реформатор Александр Данилюк высоко ценится международным сообществом и, видимо, укрепил позиции в лагере Зеленского. Именно он в 2016 году руководил национализацией крупнейшего банка «ПриватБанк» (20% всех активов украинцев) после обвинений в адрес скандального олигарха Игоря Коломойского, который, как утверждалось, незаконно забрал 5,5 миллиарда долларов из его средств. Поэтому все были несказанно удивлены, увидев в воскресенье в двух шагах друг от друга Александра Данилюка и адвоката Коломойского Андрея Богдана, который стал консультантом в штабе Зеленского.
Одна из неизвестных эпохи Зеленского действительно заключается в том, какой свободой тот будет пользоваться по отношению к своему «акционеру» Коломойскому, как называет его главный редактор издания «Новое время» Виталий Сыч. Игорь Коломойский (он сейчас живет в Израиле и фигурирует в деле ФБР) представляет собой пугающую фигуру. Его возвращение на Украину могло бы повлечь за собой настоящий взрыв, учитывая, что олигархические лагеря сейчас перестраиваются вокруг нового президента. Как бы то ни было, в воскресенье его не было на празднике у Зеленского, и в целом он старается не привлекать к себе внимания. Чего не сказать об Арсене Авакове, который может стать одним из ключевых политиков при новом раскладе. Влиятельный (а иногда и пугающий) министр внутренних дел давно разошелся с Петром Порошенко и обеспечил свое будущее. Несколько источников считают, что он может сохранить свой пост или даже пойти на повышение, то есть возглавить правительство.