«По результатам тех проб, которые были отобраны на границе Белоруссии и Польши, мы констатировали, что некачественная нефть уже поступила на территорию Евросоюза. Мы также обладаем оперативной информацией, что нефть с измененными характеристиками находится на территории Украины», — заявил во вторник заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Вадим Сизов.
«Я могу подтвердить, что мы получили факс от „Гомельтранснефти" с сообщением о повышенной концентрации органических хлоридов в нефти, которая поступает в Белоруссию, а позднее мы отметили то же явление в сырье, поступающем в Польшу», — сообщила пресс-секретарь оператора польской трубопроводной сети компании «ПЕРН» Катажина Красиньска (Katarzyna Krasińska). Она добавила, что «ПЕРН» сообщил об этой ситуации НПЗ в Польше и Германии, использующим российскую нефть.
Концерн «Орлен» подтвердил нам, что он получил сообщение о падении качества нефти, поступающей по трубопроводу из Белоруссии. «Мы ожидаем полный отчет на эту тему, наши дальнейшие возможные шаги будут зависеть от его содержания», — рассказала пресс-секретарь компании Иоанна Закшевска (Joanna Zakrzewska). Компания «Лотос» на наш вопрос о снижении качества российской нефти не ответила, хотя оно может обернуться для его НПЗ серьезными проблемами.
Опасная нефть
В конце прошлой недели концерн «Белнефтехим» сообщил о резком ухудшении качества российской нефти, поступающей по нефтепроводу «Дружба». Как сообщали белорусы, содержание в ней органических хлоридов превышало допустимый уровень в 20-30, а в некоторых пробах даже в 100 раз. Эти соединения обладают высокой коррозионной агрессивностью и могут повредить дорогостоящие установки, работающие на нефтеперерабатывающих предприятиях.
Оба белорусских НПЗ резко ограничили объем производства, чтобы снизить возможные риски. В понедельник на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, куда раньше всего поступило загрязненное сырье, пришлось демонтировать и отправить в ремонт часть оборудования.
«Мы прекратили поставку бензина и дизельного топлива на Украину, в страны Балтии и Польшу», — объявил заместитель генерального директора Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб. Он объяснил, что экспорт приостановили, чтобы сохранить объем поставок на внутренний белорусский рынок.
В прошлом году на Белоруссию приходилось 12% польского импорта дизельного топлива (примерно 0,7 миллионов кубометров). «Орлен» заявил, что закупок топлива в этой стране он не делает.
Проблема на майские праздники
Российский концерн «Транснефть» подтвердил, что в Белоруссию попало низкокачественное сырье, и объяснил сложившуюся ситуацию техническими неполадками в районе Самары, в 1,5 тысячах километров от белорусской границы.
Это означает, что после их устранения белорусские НПЗ, как прогнозирует главный инженер компании «Гомельтранснефть» Андрей Вериго, получат нефть нормального качества не раньше, чем через 8-10 дней, то есть в начале мая. Еще дольше «чистой» российской нефти придется ждать предприятиям, находящимся в Польше, и НПЗ «Орлена» в Чехии, которые получают сырье по трубопроводам, которые идут через Белоруссию, Украину и Словакию.
Проблемы могут возникнуть прежде всего на нефтеперерабатывающих заводах в Центральной Европе, которые покупают российское сырье, поступающее по системе нефтепроводов «Дружба». В Белоруссии находится сейчас 0,7 миллионов тонн загрязненной нефти, что с ней делать, пока не решили.
На качестве отражаются споры
Два года назад, когда Польский нефтегазовый концерн (PGNiG) вступил в спор с Газпромом, польские газовщики обнаружили, что в поступающем к нам российском газе резко увеличилось содержание паров воды. Россияне объясняли отклонение от норм аварией на своем оборудовании.
В этот раз качество российской нефти, идущей транзитом через Белоруссию и поступающей на белорусские предприятия, снизилось на фоне экономических споров между Москвой и Минском. В начале года президент Александр Лукашенко потребовал у россиян компенсировать издержки от реализации налогового маневра в российской нефтяной отрасли, из-за которого белорусы могут лишиться миллиардов долларов. Переговоры на эту тему продолжаются. В начале апреля россияне внезапно запретили ввозить из Белоруссии яблоки и груши, а также продовольственную продукцию трех белорусских комбинатов. В ответ Лукашенко рекомендовал правительству, не раздумывая, выводить из эксплуатации отдельные участки транзитных нефтепроводов, которые требуют генерального ремонта.