Недавно на официальном сайте Кремля появилась информация, что в конце апреля состоится встреча президента России Владимира Путина с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Точное время, место и содержание встречи еще не были объявлены, однако стоит отметить, что с момента вступления в должность в 2011 году Ким Чен Ын впервые посетит Россию, а после безрезультатного саммита в Ханое данная встреча стала объектом пристального внимания мировой общественности.
В СМИ сообщалось, что российская сторона неоднократно приглашала лидера КНДР, пользуясь проводимыми на территории страны значимыми мероприятиями, такими как парад Победы, Чемпионат Мира 2018, Восточный экономическим форум и т. д., однако по ряду причин Ким Чен Ын не мог на них присутствовать. Поэтому лидера КНДР в России стали называть «долгожданным гостем». Так что же побудило лидеров стран устроить двустороннюю встречу?
Придя к власти в 2000 году, Путин изменил одностороннюю ориентированную на Запад внешнюю политику Ельцина на всестороннюю и гибкую, в рамках которой начал активно развивать отношения с Северной Кореей. На прочной основе развития традиционной дружбы между странами Россия и КНДР непрерывно укрепляли сотрудничество в политической, экономической и военной сфере. С точки зрения России отношения с Северной Кореей имеют важное значение на многих уровнях.
Во-первых, на внутриполитическом уровне. Одним из факторов, тормозящих развитие России оставалось неравномерное развитие ее восточной и западной частей. Для продвижения развития дальневосточного региона в 2012 году в стране было учреждено Министерство по развитию Дальнего Востока, а в 2013 году выпущена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для осуществления развития Дальнего Востока России важно, чтобы обстановка на Корейском полуострове оставалась стабильной, ведь проблемы безопасности ядерных объектов Северной Кореи могут оказать разрушительные последствия на Дальний Восток. Поэтому одной из важных целей развития отношений с КНДР для России стало поддержание мира и стабильности на полуострове, а также сохранение безопасности границ.
Во-вторых, на региональном уровне. В указе «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 2016 года было сказано, что важным направлением внешней политики России является укрепление положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активное развитие отношений со странами данного региона. Чтобы показать свое влияние, Россия всегда принимала активное участие в создании механизма обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С того момента, как Крым перешел от Украины к России, ее отношения с Западом ухудшились до состояния холодной войны, а на западных границах увеличилась угроза безопасности. НАТО проводит свои учения все ближе к российским границам. На таком фоне активное развитие диалога со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, создание многостороннего механизма обеспечения безопасности, сохранение мира и стабильности в регионе и попытки избежать «войны на два фронта» с Востоком и Западом приобретает важное стратегическое значение.
В-третьих, на глобальном уровне. Несмотря на то, что в отличие от СССР Россия не гонится за мировым господством, важной целью внешней политики Путина остается сохранение статуса великой державы. Как один из пяти постоянных членов Совбеза ООН, Россия хочет участвовать во всех глобальных делах, например, таких как решение ядерной проблемы Корейского полуострова. Переговоры между США и КНДР по данной проблеме ведутся до сих пор, в связи с чем Россия также хочет распространить свое влияние на Корейский полуостров. Помимо приглашения северокорейского лидера, Россия неоднократно выступала в Совете Безопасности с предложением смягчить санкции в отношении КНДР, а также предоставить стране гуманитарную помощь.
Для самой Северной Кореи активное развитие отношений с Россией будет способствовать укреплению энергетического и военного сотрудничества, а также станет рычагом воздействия на США и поможет совместному разрешению корейской ядерной проблемы. 12 апреля на первом заседании Верховного народного собрания КНДР четырнадцатого созыва Ким Чен Ын произнес программную политическую речь «О социалистическом строительстве, внутренней и внешней политике правительства республики на данном этапе», в которой говорилось о преобразованиях во внутренней политике с целью противостояния долгосрочному сдерживанию, давлению и санкциям со стороны США. В отношении внешней политики Ким Чен Ын заявил о необходимости «укреплять и развивать традиционные отношения».
Встреча лидеров России и Северной Кореи несомненно говорит о том, что стороны сходятся во мнении о необходимости укреплять двусторонние отношения, активно создавать диалоговый механизм и поддерживать мир в регионе. Однако из-за меняющейся ситуации на полуострове и других факторов, сдерживающих развитие двусторонних отношений между странами, для решения корейской ядерной проблемы совместные усилия должно приложить все мировое сообщество.
Чжэн Цзелань (преподаватель института России, Восточной Европы и Уентральной Азии Шанхайского университета иностранных языков, доктор наук в области международных отношений в РУДН)