Когда члены ОПЕК встретились в Вене в декабре, организация находилась под угрозой краха из-за низких цен на нефть, отказа одних стран-членов сократить добычу и выхода других, таких как Катар. В свою очередь Трамп давил на Саудовскую Аравию, чтобы удерживать цены на низком уровне. Согласно недавней публикации в «Волл стрит джорнал» (The Wall Street Journal), в этих условиях Россия стала для ОПЕК спасательным кругом, так как президент Путин согласился сократить производство в сотрудничестве с организацией при условии, что Иран продолжит производить нефть на прежнем уровне. Тем самым Путин помог разрешить конфликты внутри организации, оказав значительное влияние на нефтяные рынки.
Цены на нефть упали, и такие государства-члены, как Иран, Венесуэла и Ливия отказались сокращать добычу, Катар решил покинуть организацию, а президент США требует от Саудовской Аравии сохранить цены на низком уровне.
Когда переговоры оказались на грани провала, решение было найдено благодаря России, которая даже не является членом ОПЕК. Президент Владимир Путин согласился сократить добычу российской нефти в альянсе с ОПЕК, а Иран смог продолжить качать нефть.
Ни в одной публикации прежде не говорилось о решающей встрече и роли, которую Россия сыграла в разрешении кризиса. То, что произошло за закрытыми дверями в декабре, стало поворотным моментом с точки зрения превращения России из страны, которая не сотрудничала с ОПЕК, в ее незаменимого партнера.
В то время как Организация стран-экспортеров нефти переживала кризис за кризисом — падение цен, смена режима в государствах-членах, конфликты внутри организации и неоднократные атаки Трампа — Россия использовала своё влияние в качестве крупного производителя нефти, чтобы помочь ей. Все это позволило Путину влиять на тенденции на нефтяном рынке объемом 1,7 триллиона доллара и закрепить присутствие России на Ближнем Востоке.
«Фактически Россия выступила лечащим врачом ОПЕК», — считает Хелима Крофт, руководитель стратегического департамента сырьевых рынков канадского «Ар-Би-Си Кэпитал Маркетс» (RBC Capital Markets).
Министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех недавно пошутил, что общается с российским коллегой Александром Новаком больше, чем с некоторыми из коллег в правительстве. Говоря о Новаке на пресс-конференции в марте, аль-Фалех отметил: «Мы встречались 12 раз в 2018 году».
На следующей встрече ОПЕК, запланированной на май, российские и саудовские чиновники обсудят, следует ли им придать официальный характер тому, что до сих пор являлось временным альянсом.
В течение десятилетий Соединенные Штаты считали Саудовскую Аравию одним из своих ближайших геополитических союзников, продавая ему оружие и поощряя его роль в установлении стабильности на Ближнем Востоке. Тем временем Вашингтон ожидает, что на мировых рынках будут стабильные поставки нефти, чтобы помочь сдержать рост цен и предотвратить ущерб для экономики США.
В эпоху Трампа Соединенные Штаты изменили политику невмешательства в работу организации. Трамп неоднократно призывал ОПЕК увеличить добычу, чтобы снизить цены на нефть, и с этой целью связывался по телефону с правительством Саудовской Аравии.
«Отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией играют решающую роль в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке и поддержании максимального давления на Иран», — заявил высокопоставленный чиновник в администрации Трампа. «Американо-саудовские отношения по-прежнему крепки», — добавил он.
Партнёрство между Россией и ОПЕК началось более двух лет назад с назначения трех новых лиц, принимающих решения.
Наследный принц Мухаммед бен Салман начал играть более активную роль в нефтяной политике Саудовской Аравии, что значительно изменило ситуацию, сложившуюся в последние годы, поскольку дворец оставил нефтяную политику чиновникам из Министерства энергетики. В середине 2016 года ветерана нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али ан-Нуайми, который десятилетиями был лицом саудовской нефтяной политики, заменил Халед аль-Фалех, бывший руководитель государственной нефтедобывающей компании «Арамко» (Aramco).
В свою очередь Путин назначил Новака главным представителем Москвы по вопросам, связанным с международной нефтяной стратегией, а генеральным секретарем ОПЕК стал нигериец Мохаммед Баркиндо.
В 2016 году цены на нефть упали, и, казалось, вряд ли поднимутся. Трое мужчин должны были организовать сделку по сокращению добычи нефти для повышения мировых цен. Россия и ОПЕК договорились сократить производство.
К середине прошлого года цены на нефть выросли благодаря сотрудничеству ОПЕК и России, воссоздав перспективы глобального экономического роста. Но к концу года, в условиях торговой войны между Соединенными Штатами и Китаем, мировое экономическое будущее стало неясным.
По мере приближения заседания ОПЕК в декабре цены на нефть упали примерно на 30% за шесть недель. Саудовские власти нуждались в единогласном соглашении о сокращении производства для поддержания цен. Иран под давлением американских санкций, введённых в ноябре, не хотел ограничивать свое производство. Ливия и Венесуэла ввиду внутренних проблем также отказались от сделки.
В преддверии заседания организации в Вене Катар удивил нефтяной рынок, объявив о своем выходе из ОПЕК. Частично Катар ощущал свою незначительность на фоне российско-саудовского альянса. Так, по словам одного катарского чиновника, ОПЕК сосредоточена на том, «чего хотят принц Мухаммед и его друг Путин».
В интервью «Волл стрит джорнал» (The Wall Street Journal) официальные лица из стран-членов ОПЕК, включая ряд ключевых делегатов из Персидского залива, наряду с российскими официальными лицами рассказали о последовавших напряженных переговорах.
По словам представителей Саудовской Аравии, с началом заседания министр энергетики Саудовской Аравии аль-Фалех столкнулся с различными требованиями: Трамп хотел сохранить низкие цены на нефть и призывал ОПЕК сделать это, публикуя требования в Твиттере.
Так, по его словам, ОПЕК должен оставить все как есть, поскольку мир не хочет повышения цен на нефть, и ему это не нужно.
В то же время аль-Фалех должен был обеспечить стране необходимый доход от нефти, чтобы финансировать деятельность правительства Саудовской Аравии, и это было достаточным стимулом для повышения цен. Стоит отметить, что доходы от нефти составляют около 87% бюджета Королевства. «Надеюсь, что мы сможем достичь соглашения, но я не вынужден делать это», — заявил министр на встрече в штаб-квартире ОПЕК, по словам осведомлённых источников.
Известно, что министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи, председательствовавший на встрече, сказал другим членам ОПЕК, что замечания аль-Фалеха свидетельствуют об отсутствии острой необходимости достичь консенсуса для Саудовской Аравии.
С другой стороны, когда аль-Фалех попросил Иран присоединиться к соглашению о сокращении производства, министр нефти Бижан Намдар Зангане отклонил просьбу и обвинил страны Персидского залива в повторном введении против его страны нефтяных санкций. По словам источников, он раскритиковал аль-Мазруи и заявил: «Вы — враг моей страны». Затем он пригрозил приостановить членство Ирана в ОПЕК. Однако, нам не удалось связаться с представителями министерств энергетики ОАЭ и Саудовской Аравии, чтобы подтвердить эти сообщения.
ОПЕК должна была прийти к консенсусу в конце дня, а на следующий встретиться с группой делегатов от стран, не входящих в ОПЕК, включая Россию, Казахстан и Азербайджан, для достижения соглашения по более широкому плану. Однако председатель ОПЕК аль-Мазруи был вынужден отложить эти напряженные меры, не достигнув соглашения.
«Это было похоже на одну из тех встреч, которые мы считаем неудачными. Можно почувствовать, что все задаются вопросом, кто уйдет следующим», — сказал официальный представитель ОПЕК, присутствовавший на встрече.
Новак, российский министр энергетики, который находился в Вене, возвратился в Санкт-Петербург ранее в тот же день, чтобы проконсультироваться с Путиным о хаотических событиях в ОПЕК. По словам делегаций из России и ОПЕК, днем ранее Новак не согласился с Халедом аль-Фалехом, который настаивал на том, что Саудовская Аравия и Россия должны в равной степени сократить добычу нефти.
По словам представителей ОПЕК, Россия была готова сократить лишь половину объема, о котором говорил аль-Фалех.
Как рассказали российские представители и чиновники из ОПЕК, Путин дал свое согласие сократить производство сверх того, что планировалось. Путин сказал Новаку, чтобы тот возвращался в Вену, и очень хотел, чтобы встреча не завершилась без соглашения.
Вернувшись, Новак встретился с иранским министром нефти, который угрожал приостановить членство Ирана в ОПЕК во время событий накануне. По словам представителей организации, Новак пообещал убедить саудовцев сократить добычу без Тегерана.
На отдельной встрече с Саудовской Аравией Новак согласился с требованиями Халеда аль-Фалеха сократить объем производства в таком же объёме, как и Саудовская Аравия. Взамен Ирану позволили продолжить добычу.
Новак признал, что Россия выиграет от сокращения производства нефти членами организации. Один из чиновников ОПЕК вспоминает его слова: «Нам нужны 60 долларов за баррель нефти, и мы находимся под санкциями». Когда аль-Фалех вернулся в зал заседаний, он был рад победе.
Альянс начал сокращать производство в январе. Цены выросли на 30% с начала года, и это лучший показатель организации с 1980-х годов.