Конечно, этот заголовок касается не настоящей Украины: настоящая все это время была на земле. Он касается мнимой «Небесная Украина», которая все эти годы существовала в воображении некоторых интеллектуалов. Сначала они решили, что вся «Небесная Украина» вышла на Майдан именно ради тех ценностей, которые разделяют они, интеллектуалы. Они были уверены, что вот эти мужики из Радехова и Тетиева стоят на киевской брусчатке ради того, чтобы седовласый солидный политик на английском языке красиво рассказывал в Брюсселе о перспективах Украины. А они там стояли за свое достоинство.
В далеком 2010 году я участвовал в краеведческом путешествии по сельской Волыни. Это чудесный край с преимущественно малоимущими, но гордыми и мудрыми людьми. По-крестьянски гордыми и мудрыми. И уже тогда в разговорах чувствовалось: «Дайте нам пожить!». Люди рассказывали о чиновниках, о местной политической мафии, которая выросла из рэкета. Сейчас погуглил фамилию одного из местных экс-рэкетиров: он до сих пор у власти. Они все до сих пор у власти. Суды, полиция — ничего не изменилось.
Петр Порошенко представлялся как кандидат радикальных изменений. Радикальных. Именно это он обещал с предвыборных трибун. Зато потом это все трансформировалось в «будьте довольны тем, что имеете».
Пока «Небесная Украина» шла в сияющие высоты — Украина реальная жила в нищете и ждала. Да, вы не ошиблись, я написал о бедности. Жители городов-миллионников могут сколько угодно судачить на тему «двое знакомых в этом году купили новые квартиры, трое — новые машины, все ездили на отдых за границу» — но большинство из общества может себе позволить разве что тридцатилетний «Жигуль», отдых в Затоке и одну хрущевку на две семьи. А год назад могли позволить вместо «Жигуля» довольно приличный «Опель» на европейских номерах, но Порошенко с улыбкой констатировал факт, что теперь такая возможность прикрыта.
И вот жители «Небесной» упорно не хотели замечать Украину реальную. Она им мешала. И тут вдруг на выборах громко о себе заявила — и «Небесная Украина» ушла в стремительное пике.
И сейчас я даже не говорю о результатах выборов. Я говорю об определенной (небольшой) части украинского общества, которая построила себе альтернативную реальность, которая для нее является «Украиной», а все остальные — или «Недоукраиной», или даже «Антиукраиной». Хотя на самом деле Украина — это все общество вместе. Даже его русскоязычные, венгероязычные, румыноязычные, цыганоязычные, болгароязычные и все другие индивидуальные граждане.
Даже граждане, которые не любят Бандеру. Даже граждане, которые любят Сталина. Украина — она очень сложная, создавать общую картину исторической памяти и общее видение можно и нужно очень взвешенно, учитывая немало проблемных вопросов и «подводных камней». Подавляющее большинство украинцев уверены: наш дом — Европа, а вот как именно выглядит эта Европа и путь к ней — здесь начинаются существенные расхождения.
Так, значительная часть украинцев 2014 года поддержала Евромайдан, а потом — Порошенко. Существенная часть из них поддерживает сейчас Зеленского. Это не «измена» или «трагедия» — это демократия. Та самая, которую требовали поколения борцов против тоталитарных режимов. Нужно просто понять это, принять это, прочувствовать реальную земную Украину и работать ради ее будущего.
И меньше бросаться в собственный народ словами вроде «рабы» и «малороссы» — даже если очень хочется.