Президент Дональд Трамп хочет удушить иранскую экономику и сохранить цены на бензин на низком уровне в интересах американских водителей. Но когда выяснилось, что в экспортируемой Россией нефти выявилось загрязнение, улетучились все надежды на то, что он сможет сделать и первое, и второе. В этом месяце Трамп решил не продлять действие так называемых отсрочек-исключений (waivers), позволявших некоторым странам временно покупать иранскую нефть, несмотря на наложенные на Иран американские санкции.
Это отразится на восьми государствах, которые пользовались данными исключениями со сроком действия до 2 мая. Цены на нефть пошли вверх, и произошло это в момент, когда цены на бензин и без того поднимались. Это топливо с начала года подорожало почти на 30 процентов, и сейчас его цене недостает всего 10 центов до прошлогоднего пика. Между тем летний водительский сезон в Америке еще даже не начался.
Похоже, что такой жесткий санкционный режим будет сохранен. Хотя некоторые страны попытаются убедить Трампа продлить в последний момент действие исключений, звучащие из Вашингтона заявления не внушают оптимизма. Те послабления, которые были сделаны в ноябре вместе с первой волной санкций, оказались весьма неожиданными. А если администрация Трампа, заявившая, что больше никаких исключений не будет, вдруг возьмет и объявит второй раунд послаблений, это будет выглядеть откровенно глупо.
Есть три страны, которые не будут даже пытаться уговорить Трампа сделать новые исключения. Это Италия, Греция и Тайвань — они и раньше не пользовались этими послаблениями, да и теперь вряд ли будут по ним скучать, когда срок их действия истечет.Китай и Турция осуждают односторонний характер санкций и обвиняют США в превышении полномочий и действии за пределами собственной американской юрисдикции. Однако непонятно, насколько далеко китайцы и турки пойдут в своем неподчинении американским требованиям.
Что касается Китая, то ему очень важно заключить двустороннее торговое соглашение с США, и это может перевесить выгоды демонстративного неповиновения. Как сообщает «Ситигруп», соглашение может быть достигнуто к концу июня. Председателю Си Цзиньпину, возможно, не захочется создавать повод для задержки.
У Турции очень натянутые отношения с США из-за планов закупки российских зенитно-ракетных комплексов. Если она будет и дальше покупать иранскую нефть, отношения ухудшатся еще больше. И даже если турецкое правительство захочет бунтовать против санкций, самый крупный в Турции переработчик нефти, а именно компания «Тупраш» вряд ли будет готов присоединиться к этому бунту, потому что вся тяжесть ответных американских мер ляжет на его плечи.
Остаются Индия, Южная Корея и Япония, которые уже проводят лоббистскую работу с Белым домом. Даже если Трамп изменит свое решение, полная капитуляция от него не потребуется. Если он согласится сроком на шесть месяцев на 25 процентов сократить объем нефти, разрешенной для покупки у Ирана, его санкции все равно будут суровее, чем у предшественника — президента Обамы. Но если президент откажется уступить, то все три страны, скорее всего, прекратят закупки нефти и конденсата у Ирана. Они уже начинают послушно исполнять указания, поскольку в апреле объем иранского экспорта резко сократился — за счет значительного уменьшения закупок Южной Кореей и полного прекращения приема грузов с нефтью из Ирана со стороны Японии.
Соединенные Штаты полагают, что могут ужесточать санкции, поскольку нефтяной рынок заполнен продукцией, в отличие от ноября прошлого года. Спецпредставитель по Ирану Бриан Хук (Brian Hook) говорит, что, по всем прогнозам, глобальное предложение нефти в 2019 году превысит спрос. Но это будет верно лишь в том случае, если картель ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти) увеличит объемы добычи. Как сообщается в последнем прогнозе Министерства энергетики, картель во второй половине года должен увеличить добычу на 250 000 баррелей в день по сравнению с объемом прошлого месяца, и сделано это будет для достижения баланса на рынке. США ожидают, что другие страны компенсируют последствия от ужесточения санкций. Госдепартамент на прошлой неделе опубликовал докладную записку, в которой отметил, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) пообещали ему увеличить добычу, дабы компенсировать дефицит, могущий возникнуть из-за прекращения иранского экспорта.
Но ставка США на эти обещания — это ход с козырей в рискованной игре. Не следует ждать, что страны ОПЕК начнут наращивать добычу, пока не получат четкие доказательства снижения поставок из Ирана. Им также наверняка придется компенсировать снижение добычи в «неустойчивой шестерке» [крупнейших нефтяных экспортеров — Д.Б.]. Внутри этой группы особенно уязвимыми кажутся Венесуэла и Ливия.
Теоретически обещания, на которые ссылается госдепартамент, выполнимы. Но они могут расколоть эту группу, если она посчитает, что Саудовская Аравия и ОАЭ действуют по указке Америки в ущерб другим странам-учредителям картеля. Ситуация достаточно неустойчивая, а российская проблема серьезно ее усугубляет. Европейские НПЗ на прошлой неделе прекратили принимать нефть из России, когда выяснилось, что она загрязнена. То же самое относится и к экспорту, отправляемому через балтийский терминал в Усть-Луге. Все это означает потерю полутора миллионов баррелей в день более тяжелой нефти. Поставки незагрязненной нефти из России могут возобновиться не раньше 3 мая, а до южного отрезка трубопровода они дойдут лишь 10 мая. Об этом через Фейсбук сообщил украинский оператор трубопровода «Укртранснафта-джей-эс-си» (Ukrtransnafta JSC).Саудовская Аравия сможет компенсировать потерю иранского экспорта или перебои поставок из России. Но сделать и то, и другое она просто не в состоянии. За это уже расплачиваются американские водители.
В подготовке статьи участвовала Илэйн Хэ (Elaine He).