Ван Хайлинь — известный сценарист, создатель «Башни медного воробья» и «История о борьбе Чу и Хань».
С момента выхода в прокат «Мстителей 4» кассовый сбор в Китае уже достиг отметки в 2,2 миллиарда, и интерес к данной картине не спадает. 28 апреля актер Ван Цзинчунь выразил в своем блоге «Вэйбо» недовольство, что «Мстители 4» буквально монополизировали местные кинотеатры, на что многие пользователи отреагировали негативно. Некоторые писали, что эта так называемая монополизация объясняется отсутствием в апреле других стоящих фильмов, а некоторые отечественные картины решили избежать конкуренции с «Мстителями».
Другие писали, что Ван Цзинчунь высказал то, что многие не решались произнести вслух. Пользователи надеются, что актер не откажется от своих слов. Старый приятель сайта «Гуаньча» известный сценарист Ван Хайлинь также одобрил поступок Ван Цзинчуня. Ниже приведено интервью с Ван Хайлинем. Согласны ли вы с его точкой зрения?
Гуаньча: Что вы думаете о позиции, которую высказал актер Ван Цзинчунь?
Ван Хайлинь: Я считаю, что он небезосновательно подверг сомнениям рейтинг фильма. Однако рейтинг — это рыночный ход, поэтому в первую очередь надо принимать во внимание экономические вопросы. В целом по кассовым сборам этот год не стал особенно удачным, кинотеатры испытали на себе влияние отмены дополнительных билетов. А когда долгое время не удается заработать денег, фильм из серии «Мстителей» кажется кинотеатрам благодатным дождем после долгой засухи, и они с радостью хватаются за эту возможность. Кинотеатры считают, что поступили правильно, если на этом фильме может получиться заработать, то нельзя упустить этот шанс.
Однако, с другой стороны, встает вопрос, который поставил Ван Цзинчунь. Должна ли китайская кино-платформа думать об ответственности? Могут ли государственные кинотеатры, исходя из интересов народа, делать больше сеансов? Ведь мы продаем не простой ширпотреб, а продукт культуры. Так следует ли нам проявлять заботу о невыгодных отечественных фильмах?
Получается, что Ван Цзинчунь поставил вопрос не столько о количестве сеансов «Мстителей 4», сколько о том, что Китай как страна с самым большим числом кинотеатров и вторыми по величине кассовыми сборами отдает предпочтение подобным развлекательным фильмам.
— Кинотеатры невысокого мнения об отечественных фильмах, потому что их качество оставляет желать лучшего? Вы считаете, что, не принимая во внимание коммерческий фактор, кинотеатры должны по-разному относиться к отечественным фильмам и американским блокбастерам?
— В первую очередь надо думать о рынке и подбирать фильмы исходя из их рентабельности. Например, зрителям понравились фильмы «Война волков» и «Операция в Красном море». Вопрос заключается в том, что иногда нам все-таки стоит довериться отечественному кинематографу, однако кинотеатры чересчур коммерциализированы для этого. И все же у китайских кинотеатров должно быть хоть немного симпатии к отечественным картинам.
В большинстве случаев речь идет о балансе интересов. Некоторые отечественные картины могут отставать от американских по окупаемости и быть несравнимо хуже по качеству, однако хоть иногда в нас должно просыпаться чувство культурной ответственности.
В настоящее время все еще ведутся торговый переговоры Китая и США. Соединенным Штатам нужно больше голливудских фильмов для экспорта в Китай. В таком случае китайские фильмы оказываются в неплохом положении, но их конкурентоспособность заметно снижается в условиях глобальной конкуренции. В последнее время ежегодно выходит по паре феноменальных отечественных картин, способных выдержать всякую критику, однако в целом даже они не в силах преодолеть напор голливудского господства. Таким образом мы все еще отстаем в сфере киноиндустрии и культуры. В условиях такого коммерческого давления вполне понятно недовольство деятелей искусства.
Старания отечественного кинематографа бесполезны без поддержки с разных сторон, не только от создателей фильма, но и от сетей кинотеатров. Раньше у нас были сочувствующие владельцы кинотеатров, и так называемые кино за 10 или пять юаней, которые придерживались мнения, что цена на билеты чересчур высокая и надеялись таким образом дать возможность большему количеству зрителей посмотреть фильм.
— Какие, на ваш взгляд, преимущества есть у «Мстителей 4» по сравнению с отечественными фильмами?
— С точки зрения построения сюжета «Мстители 4» не совершили никакого прорыва. В «Мстителях 3» умерли половина героев, а весь следующий фильм посвящен проблеме их воскрешения. С точки зрения драматического искусства, в сценарии не используется никаких новых приемов, героев вернули к жизни как в «Терминаторе» или в компьютерной игре «Галактическая война», исправив прошлое при помощи машины времени. Сценаристы решили пойти по протоптанной дорожке и не изобретать велосипед. Улучшения заметны на техническом уровне, в области визуальных спецэффектов. Не стоит также забывать и о звездном составе актеров, таких как Скарлетт Йохансон и Роберт Дауни-младший, которые могут единолично вытянуть целый фильм. В «Мстителях 4» собрано огромное количество суперзвезд, можно себе представить, как это действует на зрителей.
На самом деле Голливуд часто использует такую модель, соединяя супергероев и суперзвезд, вкладывая немалые деньги и задействуя передовые технологии. Поэтому многие их фильмы остаются вне всякой конкуренции. Однако их сюжеты новшествами не изобилуют. В этом заключается одна из проблем «Мстителей».
Я уже говорил об этой проблеме в одной из передач. «Марвел» понадобилось 20 лет, чтобы завершить историю «Мстителей». Некоторые американские кинопроизводители пробились за счёт своих финансовых способностей и харизмы. Стоит отдать должное их стратегическому видению. В то же время в такой большой стране как Китай наблюдается нехватка продуктов культуры и культурной стратегии. Не помогает делу даже техническое совершенствование отечественной киноиндустрии. Нам действительно стоит поучиться у Голливуда.
— Но в последнее время образ китайского кино в стране и за рубежом усердно создавали такие кассовые фильмы как «Война волков», «Операция в Красном море» и «Блуждающая Земля». Чему же конкретно нам стоит поучиться?
— Хотя многие американские блокбастеры — это коммерческие проекты, они хорошо спланированы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. У нас также есть фильмы, которые могли бы быть очень успешными, но проблема заключается в том, сможем ли мы найти компанию, как «Марвел», которая стала бы работать над проектом, прошедшим путь от комиксов до фильма, формируя интеграцию ресурсов и культурную стратегию.
Плюс «Марвел» в том, что она умеет планировать долгосрочные проекты и терпеливо доводит их до конца, непрерывно улучшая, к тому же у компании есть необходимая финансовая поддержка. Все эти факторы дают ей преимущество в любой конкуренции. Что же касается китайских кинокомпаний, то они могут выполнять проекты на достаточно высоком уровне, но в долгосрочной перспективе у нас, по сути, нет такого же стратегического видения и амбиций. Исследования в данной области также могут быть проведены на официальном уровне.