Китай и Россия много лет вынашивали мечту о многополярной мировой политике. Но последние события показывают, что обе страны оказались совершенно не готовы к этому.
Америка, чтобы сократить свои расходы, выводит своих военных, размещенных в других странах мира. Убеждение, созданное с этой целью в американском общественном мнении, стало настолько распространенным и общепринятым, что, до тех пор пока не произойдет каких-либо из ряда вон выходящих событий, Америка в краткосрочной перспективе едва ли совершит военное вмешательство куда бы то ни было.
В этой связи даже в тех вопросах, которые считаются самыми критическими, США пытаются использовать свое влияние, а не военную силу. Стремятся получить желаемое дешевым способом, не прибегая к насилию. Когда-то этот метод работал. Потому что грубая сила Америки висела над душой у каждого, и были убедительные данные о том, что она может быть использована. На самом деле благодаря этому удалось осуществить большинство «цветных революций».
До сих пор во многих регионах США продолжают свою деятельность, хотя и не так активно. Однако некоторые критические вопросы открыто нам показывают, что эта дешевая политика становится все менее убедительной. Последний пример — Венесуэла. Несмотря на мощное давление, созданное дипломатическими путями и посредством разведки, Америка даже на своем заднем дворе не смогла свергнуть Мадуро, на которого наседала многие годы. Но для Мадуро дела складываются непросто. Давление может продолжиться, а он может действительно потерять власть. Ситуация прояснится в ближайшее время. Но этот пример показывает, что по мере снижения вероятности применения Америкой насилия ослабевает и ее влияние.
Именно в этот момент мы, естественно, ждем более мощного выхода на сцену таких игроков, как Россия и Китай. Но эти две страны дают понять, что они тоже не могут стать глобальными игроками. Россия ответила Америке только в трех странах. На Украине, в Грузии и Сирии. Возможно, эти регионы Россия считает приоритетными, но становится понятно, что Россия все еще занимает оборонительную позицию. Если Россия желает выиграть на близлежащих к себе территориях, тогда она должна делать шаги, которые вызовут беспокойство Америки на близлежащих к США территориях. Но Россия, похоже, не будет их делать. Тогда как нынешний беспорядок в американской администрации как нельзя лучше подходит для более агрессивных шагов. Россия, возможно, выжидает, пока ее сила достаточно окрепнет, но тогда и Америка не станет слабее.
То же самое касается Китая. Китайцы сосредоточены на своем росте. В то время как сила — это не абсолютное, а относительное понятие. Китаю до настоящего времени удавалось избегать давления Америки. Китай, может быть, ждет более подходящего времени, чтобы помериться силами с Америкой, но тогда и для Китая может быть слишком поздно. В настоящее время инициатива — по-прежнему в руках Америки. Именно Америка определяет, вокруг какого вопроса обострить конкуренцию, и сейчас напирает в сфере торговли. Пока Китай не может выработать контринициативу и потеснить Америку в таких регионах, как Венесуэла, Америка будет теснить Китай в каждом отдельно взятом вопросе.
Беспорядок, непостоянство, невосприимчивость и инертность администрации Трампа — на самом деле единственная возможность для этих стран. Но эти страны, похоже, не видят, что, упустив эту возможность, они станут слабее, а не более подготовленными. Если они будут продолжать в том же духе, Америка может выиграть в каждой выбранной ею сфере и в любое выбранное ею время.