Отношения в стадии «заморозки»
Безусловно, польско-украинские отношения в целом можно охарактеризовать как позитивные и динамичные. Яркий пример этого — интенсивно развивающееся экономическое сотрудничество. Долгое время Польша была вторым после РФ покупателем украинских товаров, а недавно и вовсе вышла на первое место. С другой стороны, двусторонние контакты имеют сегмент, который заметно «портит» общую картину. Этим аспектом отношений является общее историческое прошлое.
Достаточно сравнить количество украино-польских контактов на высшем уровне до 2016 года — и после, когда конфликты на почве исторической политики фактически заморозили двусторонний диалог. Польская сторона была разочарована невозможностью решить с Киевом существовавшие ранее конфликты на почве совместного прошлого. Свою роль сыграла и новая историческая политика Украины, которая только добавила в отношения с Варшавой серию антагонизмов.
По мнению правительства Польши, нынешняя украинская историческая политика, полностью идущая вразрез с польской политикой памяти, формировалась под давлением со стороны националистических кругов общества, что делает двусторонний диалог невозможным.
А игнорирование Киевом польских претензий только усугубило разочарование Варшавы. А потому неудивительно, что результаты выборов в Украине заставили польских политических аналитиков «осторожно» радоваться победе более умеренного и нейтрального Владимира Зеленского.
Ожидания Польши
Активным изучением личности Владимира Зеленского в Польше занялись лишь после того, как шоумен начал лидировать в доминирующем количестве предвыборных социологических исследований. Результаты первого тура заставили Варшаву «осторожно» прогнозировать потенциальную политику вероятно будущего президента Украины. При этом МИД РП подошел к комментированию первого тура с характерной для Польши «осторожностью», заявляя, что Варшава будет приветствовать любой результат президентских выборов.
Но стоит отметить, что когда результат выборов уже стал реальностью, первым главой государства, поздравившим Зеленского с победой, стал польский президент Анджей Дуда. Ключевой темой поздравления была надежда на скорое «урегулирование исторических пререканий» и приглашение новоизбранного главы Украины посетить Польшу.
Но одной лишь историей польско-украинские отношения не ограничиваются. Тот факт, что Польша сегодня не является частью Нормандского формата, крайне огорчает польских политиков и политических аналитиков, которые то и дело заявляют о крупнейшем поражении современной польской дипломатии.
Естественно, в Польше не смотрят на нового главу государства исключительно сквозь «розовые очки», но подходят к вопросу польско-украинских отношений расчетливо, осознавая наличие не только возможностей, но и новых рисков.
Таким образом, от нового президента Украины в Варшаве ждут четкого определения роли Польши в обновленной концепции внешней политики Украины. А значит, первый год президентства Зеленского имеет все шансы стать определяющим для дальнейшего характера и перспективы отношений Киева и Варшавы.
Возможен ли исторический компромисс?
В то же время не стоит возлагать на официальный Киев всю вину за «охлаждение» польско-украинских отношений. С сегодняшней перспективы отчетливо видно, что новое правительство Польши после 2015 года кардинально изменило подход к вопросам исторической памяти.
Польская дипломатия с целью защиты собственного прошлого перешла в «наступление», и именно поэтому не только Киев, но и другие партнеры Варшавы оказались сбиты с толку, когда из РП неожиданно поступили претензии, касающиеся истории.
В связи с тем, что сегодня Украина и Польша настаивают на диалоге, обеим сторонам изначально не мешало бы восстановить доверие друг к другу, которое, к сожалению, было потеряно ранее. Единственным способом, который может вернуть двусторонние отношения в «здоровое русло», является выработка и достижение компромисса в вопросах, связанных с историей.
Компромисс не должен основываться на санкциях, мораториях или односторонних уступках, но на осознании и принятии взглядов другой стороны, достигающихся посредством сотрудничества на базе уже существующих польско-украинских институций и форумов.
Как Киеву, так и Варшаве следовало бы осудить убийства мирного населения, которые, к сожалению, имели место в нашей общей и непростой истории. Обе стороны должны всячески поощрять поиск правды посредством сопоставления реальных фактов, осуждать акты вандализма как над польскими, так и над украинскими местами памяти, обязательно наказывая виновников.
Руководству Польши и Украины не хватает осознания того, что мы не «свои» и «чужие», а стратегические партнеры, допустившие возврат конфликта 70-летней давности в актуальные двусторонние отношения.
Выработка консенсуса — это непростая, но критически необходимая польско-украинским отношениям дорога. Пускай даже сторонам придется согласиться с некоторыми доводами другой стороны, даже в том случае, если они не совпадают с позицией, доминирующей в ее стране.