Самый знаменитый политзаключенный Венесуэлы Леопольдо Лопес (Leopoldo Lopez) наверняка стал тем «слабым звеном», из-за которого развалилась вся цепочка переворота
Неудачная попытка свержения началась во вторник, когда оппозиционный законодатель Хуан Гуайдо попытался поднять в Каракасе восстание. Рядом с ним в этот момент стояли не только перешедшие в лагерь оппозиции солдаты в масках, но и наставник самого Гуайдо — Леопольдо Лопес, политик, считающийся в некоторых кругах культовой фигурой. Его появление придало ситуации драматизма и стало сигналом о том, что происходящее — не просто демонстрация намерений и не позерство. Многим наблюдателям показалось, что план оппозиции по смещению Николаса Мадуро быстро продвигается вперед.
Но так получилось, что первое за долгие годы появление Лопеса на публике произвело прямо противоположный эффект и обрекло на неудачу операцию, которую готовили два месяца. Появление Лопеса стало неожиданностью для некоторых высокопоставленных фигур внутри режима Мадуро. Они еще раньше, проведя переговоры с оппозицией, согласились принять участие в передаче власти. Но эти фигуры считают Лопеса ненадежным и импульсивным человеком, а посему они решили отказаться от сделки. Кроме того, никто не предупредил их об этом поспешно организованном выступлении.
Администрация Трампа и команда Гуайдо до сих пор пытаются разобраться, что пошло не так. Реакция на появление Лопеса стала для них одной из загадок. Сам Лопес заявил вечером в четверг репортерам, что никакой путаницы здесь быть не должно. До освобождения из-под домашнего ареста во вторник он несколько недель вел переговоры с «командирами, генералами, представителями различных видов вооруженных сил и полиции».
Указывая на размах неудавшегося заговора, Соединенные Штаты говорят, что, как бы ни была болезненна теперешняя неудача, дни Мадуро сочтены, — ведь в заговоре участвовало столько людей, а страна оказалась в состоянии хаоса и ее экономика лежит в руинах. «Это была лишь верхушка айсберга», — сказал один высокопоставленный чиновник из администрации, попросивший не называть его имя. По его словам, на данном этапе в игре приняли участие многие близкие к Мадуро люди, а их стремление отправить его в отставку показывает, что он находится в изоляции.
Но за провал все-таки придется заплатить. И теперь в Вашингтоне и Каракасе задаются вопросом о том, какова будет цена. Один связанный с оппозицией венесуэлец сказал, что оппозиционеры «парализованы».
Судя по тому, как все вышло, операция «Свобода», как ее называл Гуайдо, и вправду потерпела полный крах. Об этом сказал президент неправительственной организации «Гражданский контроль» (Control Ciudadano) Росио Сан Мигель (Rocío San Miguel). Отношения оппозиции с военными деградируют, хотя для достижения успеха нужна в первую очередь поддержка армии, отметил он. «Гуайдо появился в городе вместе с Лопесом и несколькими десятками солдат. Полное отсутствие у них того, что военные называют огневой мощью, указывает на то, насколько они слабы», — отмечает Росио Сан Мигель.
Тайное освобождение Лопеса из-под домашнего ареста грозной спецслужбой Венесуэлы СЕБИН стало лишь одним шагом в сложном процессе передачи власти, о которой договорились высокопоставленные помощники Мадуро. Об этом рассказали люди из Вашингтона и Каракаса, знакомые с содержанием переговоров и потребовавшие для себя анонимности в связи с деликатным характером переговорного процесса.
Но уже через несколько часов сделка между оппозицией и лагерем Мадуро была сорвана. Лопес укрылся в резиденции испанского посла в Каракасе, выйдя оттуда в четверг лишь на короткое время, чтобы дать интервью репортерам. Американские представители возмутились поведением своих агентов в окружении Мадуро, посчитав, что эти венесуэльцы их обманули.
Сообщается, что советник по национальной безопасности Джон Болтон особо выделил министра обороны, председателя верховного суда и начальника президентской охраны. Это были центральные фигуры на переговорах, в ходе которых обсуждался вопрос о том, как они предадут Мадуро и как признают Гуайдо временным президентом.
По словам знакомых с ходом переговоров людей, Лопес был освобожден по той причине, что руководитель Боливарианской службы национальной разведки Кристофер Фигэра (Christopher Figuerа) был полностью на стороне заговора. В рамках этой договоренности жена г-на Фигэра в воскресенье улетела в США, чтобы быть в безопасности. Во вторник вечером, когда Фигэра опубликовал письмо о своем решении, Мадуро сместил его с должности начальника разведки. По словам двоих представителей оппозиции, Фигэра покинул Венесуэлу. Правда, эти люди не сообщили, куда он отправился.
Пытаясь объяснить причины провала, госсекретарь Майкл Помпео обвинил во всем русских, заявив, что они вмешались в последний момент. Мадуро якобы днем ранее узнал о заключенной сделке, и когда Гуайдо с Лопесом прибыли на базу, президент спрятался в бункере и уже собирался бежать на Кубу. Но русские сказали ему остаться, заявил Помпео. Официальные представители России и Кубы, а также сам Гуайдо это отрицают.
«Многие из нас думали: время идет, но как это ни удивительно, Мадуро ничего не узнал. Наверное, это вызвано тем, что очень многие из его окружения хотели, чтобы сделка воплотилась в жизнь, — сказал один знакомый с этой ситуацией человек. — Они считают, что 29-го Мадуро начал осознавать, что происходит, и им пришлось начать действовать 30-го, потому что иначе все могло рухнуть».
Один участник этих событий сказал, что он винит в неудаче Лопеса, так как тот настоял на появлении на публике во вторник утром. По его словам, Лопес проявил упорство, и Гуайдо ему уступил.
Ходят слухи, что во всем виноват министр обороны Владимир Падрино Лопес (Vladimir Padrino Lopez), который участвовал в переговорах и одновременно информировал обо всем Мадуро, а также его русских и кубинских союзников. Когда в четверг Мадуро выступал с речью в военной академии в Каракасе, министр обороны был вместе с ним.
По словам того же источника, два других высокопоставленных перебежчика, председатель верховного суда Майкел Морено (Maikel Moreno) и Иван Рафаэль Эрнандес Дала (Ivan Rafael Hernandez Dala), возглавляющий президентскую охрану и военную контрразведку, были в большей степени готовы к передаче власти. Фигэра и Падрино включены в список людей, против которых Соединенные Штаты ввели санкции, и их счета заблокированы.
Но вполне возможно, что очень многие внезапно заартачились. По словам знакомого с ситуацией источника, возникла путаница с тем, кто должен сделать первый шаг. Не исключено, что из-за большого количества участников сговора правая рука часто не знала, что делает левая.
Переговоры начались тогда, когда связанные с высшим руководством страны и с оппозицией венесуэльцы предложили свои посреднические услуги. Знакомые с условиями сделки источники рассказали, что как минимум один из этих посредников подвергнут санкциям и хотел их ослабления.
Американское руководство неоднократно заявляло, что санкции будут сняты с тех венесуэльских руководителей, которые перейдут на сторону Гуайдо. С января США и еще 50 стран признали Гуайдо временным президентом, потому что прошлогодние перевыборы Мадуро были сфальсифицированы, в связи с чем их результаты недействительны.
Специальный представитель Госдепартамента по Венесуэле Эллиот Абрамс (Elliott Abrams) заявил в среду на венесуэльском телевидении, что «большинство высшего военного командования ведет переговоры с верховным судом и с Хуаном Гуайдо об изменениях в правительстве после ухода Мадуро и о гарантиях для военных».
По его словам, в результате переговоров на свет появился документ из 15 пунктов, предусматривающий, среди прочего, «достойный уход Мадуро», признание верховным судом Гуайдо в качестве временного президента и проведение выборов в течение года. В пятницу Гуайдо заявил репортерам, что в конечном счете это все равно произойдет, что оппозиция «как никогда близка» к свержению режима и к созданию переходного правительства.
Многие предполагают, что в случае проведения новых выборов бывший мэр богатого района Каракаса Леопольдо Лопес станет ведущим кандидатом.
В четверг суд Каракаса выдал ордер на арест Лопеса, отменив ему домашний арест и отдав распоряжение о том, что оставшиеся восемь лет из своего 13-летнего срока он должен провести в военной тюрьме Рамо Верде. Лопес был осужден по нескольким статьям, включая поджог и подстрекательство к насилию в ходе антиправительственных протестов. Министерство иностранных дел Испании сообщило на своем вебсайте, что Лопес «ни при каких обстоятельствах» не будет выдан властям Венесуэлы.
Сам Лопес заявил, что не намерен возвращаться в тюрьму, где он провел три года.
«Я провел два года в полной изоляции в Рамо Верде, — сказал он. — Это было нелегко. Меня пытали. Я не хочу возвращаться в тюрьму, потому что тюрьма — это ад. Но я не боюсь тюрьмы, как не боюсь я и Мадуро».