Госсекретарь США Майк Помпео заявил в понедельник, что он пытается начать «позитивный разговор» с российским руководством.
«У нас есть интересы, которые определенно различаются, и будут места, где нам придется резко останавливаться. Но нет сомнений, что существует желание попытаться и найти области, в которых мы сможем добиться реального прогресса по вопросам, где наши интересы совпадают, каким бы узким ни было это совпадение», — сказал Помпео репортерам в Финляндии.
Он выразил такую надежду после беседы с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, которая состоялась в городе Рованиеми на полях министерской встречи Арктического совета. Этот форум дал главным дипломатам двух стран возможность провести встречу лицом к лицу во второй раз после того, как Помпео стал госсекретарем. Состоялась она на фоне крупных геополитических противоречий и разногласий между Россией и Соединенными Штатами.
Лавров в своем выступлении после встречи тоже постарался избежать антагонизмов и демонстративных поз. «Мы старались концентрироваться не на тех высказываниях, которые делаются публично ради создания определенного эффекта, а на реальной политике. Что, как нам кажется, удалось», — заявил он репортерам.
Но из сферы реальной политики им пришлось обсуждать очень многое, прежде всего, кризис в Венесуэле. Россия поддерживает диктатора Николаса Мадуро, помогая ему сохранить власть, а Запад оказывает поддержку оппозиционному законодателю Хуану Гуайдо, которого Дональд Трамп в январе признал временным президентом.
«Мы хотим, чтобы венесуэльский народ получил шанс на демократию, на свободные и честные выборы. Это невозможно, пока Мадуро находится у власти, — заявил Помпео финским СМИ перед встречей с Лавровым. — Народ Венесуэлы знает об этом. Под этим подписались 54 страны. Они тоже понимают, что Хуан Гуайдо является законно избранным лидером Венесуэлы».
Лавров завершил встречу в полной уверенности в том, что Трамп не позволит силой свергнуть Мадуро, который выстоял на прошлой неделе, когда Гуайдо призывал венесуэльских военных к восстанию, действуя при поддержке США.
«Я не вижу никого, кто призывал бы к безрассудному военному решению, — сказал министр. — Я надеюсь, все понимают, что с точки зрения практической политики военного решения быть не может, поскольку это означало бы катастрофу».
Дискуссия в Финляндии стала первой встречей Лаврова и Помпео после того, как специальный прокурор Роберт Мюллер завершил свое расследование российского вмешательства в выборы 2016 года и написал отчет, в котором говорится, что его команда «не установила фактов взаимодействия между штабом Трампа и российским государством в деятельности по вмешательству в выборы».
Тем не менее встреча сторон была далеко не дружелюбной. Помпео вспомнил про российское вторжение на восток Украины и заявил, что «российские территориальные устремления могут привести к силовым действиям», причем даже в Арктике.
«Россия уже оставляет на арктическом снегу следы армейских ботинок, — сказал госсекретарь. — Россия в 2014 году официально заявила о намерении расширять свое военное присутствие в регионе, вновь открыв там военную базу времен холодной войны».
А еще он в очередной раз осудил российские кибератаки на Демократическую партию. «Мы будем делать все возможное для сдерживания таких атак», — сказал Помпео репортерам, подтвердив, что этот вопрос обсуждался на встрече с Лавровым.
Когда Помпео спросили, что он сказал Лаврову о вмешательстве в выборы, госсекретарь ответил: «Это неприемлемо. Мы будет делать все возможное для сдерживания такого вмешательства».
Команда Лаврова произвела выстрел в сторону Помпео, заявив, что он солгал, рассказав об обсуждении вопроса о вмешательстве в выборы.
«Майкл Помпео не обсуждал с Сергеем Лавровым тему российского вмешательства в американские выборы, — заявил государственному агентству ТАСС один неназванный дипломатический источник. — Российская сторона с удивлением услышала, что Помпео сказал об этом».
Такое публичное противоречие в рассказе Помпео свидетельствует о том, что российское руководство не видит стимулов облегчать госсекретарю США «позитивные разговоры».
«Эти разговоры всегда очень прямые, очень профессиональные. Каждый из нас делает все возможное для выполнения данных нам руководством поручений, сказал в понедельник американский госсекретарь, когда его попросили охарактеризовать свои личные взаимоотношения с Лавровым. — У нас замечательные отношения».