Кремль отдает предпочтение образу России даже не империи, а целой цивилизации. Для воплощения этого плана ей очень не достает Украины, как колыбели русскости. Как потерянного обломка, без которого не срабатывает магия. Поэтому все эти движения с обещаниями раздавать российские паспорта направо и налево следует толковать не только как блицкриг, чтобы загнать Зеленского в ловушку, но и как повышение ставок на пути к цивилизационному подходу.
Почти год назад советник Путина Владислав Сурков написал статью «Одиночество полукровки», в которой попытался объяснить, что постараются в ближайшей перспективе из Кремля впихнуть своему народу. Заодно, какую повестку дня Москва попытается навязать миру и какие мифы для этого использует. Ключевая мысль Суркова: Россия — не Запад и не Восток, поэтому ей нужно идти отдельным, третьим путем.
Заезженная пластинка, которую вытащили на свет для того, чтобы как-то вплести РФ в канву противостояния главных геополитических игроков — Востока во главе с Китаем и Запада с Соединенными Штатами. Тех самых, на фоне которых Россия давно превратилась в нечто незаметное, и что может привлечь к себе внимание, лишь размахивая ядерным чемоданчиком, словно эксгибиционист в парке полами своего плаща.
Украина подрывает миф о русском величии
И миф этот достаточно удачен для внедрения, особенно для локальной аудитории. Однако, есть один важный нюанс, который перечеркивает все русское величие. И этот нюанс, тот болезненный вопрос, который удручает Кремль, — это Украина. Ибо без Украины «Эрэфия» не может чувствовать себя не то, что цивилизацией, а даже империей. Без Украины она теряет те корни — истоки, к которым постоянно апеллирует ее пропаганда: православие, Русь и сила русского оружия. Так разрушается миф о всемогуществе ее гибридной армии.
Потому что, если оказать достойное сопротивление России может соседняя страна, которую в Кремле десятилетиями называют failed state и геополитической ошибкой, то о какой цивилизованной значимости и миссии, о какой значимости на политической шахматной доске, о каком противостоянии со Штатами и Китаем может идти речь?
Поэтому для Москвы крайне важно доказать, что Украина может быть или ее колонией, или не существовать вообще. Поэтому Путину и компании так не терпится подчинить себе Киев.
Не стоит верить, что Россия когда-нибудь оставит в покое Украину. По крайней мере, пока кремлевская пропаганда питается мифами о величии оружия и мантрами об отдельной цивилизации, наивно ожидать какого-то стабильного взаимопонимания. Москва не успокоится, пока не получит достойного отпора или не добьется своего. Поэтому, наивно думать, будто с ней можно о чем-то договариваться в современных условиях и что после этого действительно наступит мир. Его не будет, пока одна из сторон не сдастся, то есть пока существует режим Путина — об этом не может быть и речи, кроме исключения, если вдруг случайно найдется сила, которая поставит Москву на место или спутает ей все карты.
Россия будет искать пути, чтобы снова почувствовать себя полноценной империей. А заодно, повышать ставки, чтобы иметь возможность называться цивилизацией хотя бы собственным народом. Для этого и происходят попытки поглотить Белоруссию. По той же причине раздаются паспорта жителям оккупированных территорий и облегчается их получение для части украинцев. Умышленно, чтобы заявлять, что «российская цивилизация» там, где российские паспорта. Чтобы гибридно поглощать все от Дона до Сяна. Чтобы склонить будущего руководителя Украины к резким неосторожным движениям. Сжимать вокруг него кольцо и поймать в силок.
Если Зеленский выстоит несколько первых месяцев перед кремлевскими соблазнами, провокациями и угрозами, которые начали на него сыпаться еще до официального вступления в должность, не пойдет на поводу, то есть шанс продержаться до конца каденции. Теперь его и всю Украину ждут сложные времена путинских забав о добром — злом полицейском.
Перед обществом же стоит не менее сложная задача: следить не только за шулерством Кремля, но и не позволить на него польститься Зеленскому. Следить за ним, но не оттолкнуть от потенциального сотрудничества, пока он нуждается в поддержке в борьбе с общим врагом. Если враг для него тоже враг, а не часть одного ментального пространства мишебратства.
Поэтому, сначала Зеленского ждет и внутренний фронт, на котором он должен определиться с вопросом: он президент Украины или Малороссии? Если второе, то может ему самому пора задуматься о российском паспорте. А заодно узнать, как там с жильем в окрестностях Ростова.