Недавно завершились российско-китайские военно-морские учения «Морское взаимодействие-2019», для участия в которых стороны отправили свои основные морские силы. Во время учений Россия взяла на себя роль старшего брата.
По сообщениям СМИ, в этот раз страый ракетный крейсер «Варяг» и эсминец «Бесстрашный» отличались от тех старых судов, что Россия отправляла до этого. Сейчас состав российской команды заслуживал особого внимания. В том числе в учениях были задействованы: патрульный противолодочный самолёт Ту-142 и противолодочный вертолёт Ка-27 в воздухе, а также противолодочные корабли на воде и лодки проекта «Палтус» под водой. Мероприятие стало местом обучения противолодочной обороне по трем направлениям: с воздуха, с поверхности моря и из-под воды.
По ряду макроэкономических причин, в последние годы российский флот значительно отстал от китайского. Однако в области проведения противолодочных операций опыта у России не занимать. В ходе советско-американской конфронтации и соперничества с Европой стороны мерились как умом, так и силами. Именно поэтому быстро развивающимся военно-морским силам КНР следует принять от своего старшего брата наставления и указания.
Подобно США и России ВМС КНР создали систему тройной противолодочной обороны, которая еще нуждается в изменениях и доработке из-за недостатка опыта. Так у Китая есть немало сторожевых кораблей типа 052A, 052B, 054A, 056A, способных неплохо обеспечить надводную противолодочную оборону, однако новейших подлодок у Китая значительно меньше, к тому же налицо отставание от России в техническом и практическом плане. Из всей системы противолодочной обороны наиболее слабо в Китае развита воздушная оборона, которая в настоящее время в основном обеспечивается силами противолодочных вертолетов и пары устаревших противолодочных самолетов. Это в значительной мере сказывается не только на эффективности, но и на масштабе применения противолодочных средств Китаем.
Китайские вертолеты имеют маленькую скорость, длину маршрута и грузоподъемность, в то время как США успели разработать не одно поколение противолодочных дальних самолетов наземного базирования. Крупный противолодочный патрульный самолет класса «воздух-подводная лодка-200», созданный на основе транспортного самолета «Y-9», принадлежит к самолетам первого поколения. Он оснащен передовым китайским оборудованием и вооружением, но все же его скорость, дальность полета и грузоподъемность оставляют желать лучшего. Данный самолет сильно отличается от российского патрульного противолодочного самолёта Ту-142, разработанного на основе Ту-95.
Внутриэкономические преимущества позволяют ВМС Китая не испытывать проблем с массовым производством самолетов класса «воздух-подводная лодка-200», однако при использовании его в целях противолодочной обороны Китай все еще чувствует себя неопытным новичком рядом с бывалой Россией. Поэтому учения «Морское взаимодействие-2019» стали отличным способом поучиться у России ее мастерству. В частности, Китай должен узнать, как из «прибрежного флота» превратиться во флот, способный проводить противолодочные операции в дали от собственных берегов.
Данные совместные подводные учения углубили сотрудничество между странами. ВМС Китая смогли перенять российский опыт, а Россия узнала о новейшем китайском противолодочном оборудовании и обменялась с Китаем мнениями относительно новых способов ведения противолодочной обороны.