Группа директоров и вице-директоров (пятеро мужчин и одна женщина) из трех российских частных компаний нефтяной отрасли намеренно произвели вброс «грязной» нефти в трубопровод, снабжающий сырьем всю Европу. С какой целью? Чтобы скрыть свое преступление.
Российские следователи рассказывают международной общественности такую историю: в период между августом 2018 и апрелем 2019 года шестеро подозреваемых, находясь в сговоре, похищали из нефтепровода нефть. Потом в марте и апреле вместо качественного сырья, они, стремясь скрыть недостачу, закачали туда нефть, которую никто не стал бы покупать, поскольку содержание хлорорганических соединений в ней превышало допустимый уровень в несколько десятков раз. Она стоила копейки, но на первый взгляд ничем не отличалась от «чистой».
Сырье никто не проверял, его качество не контролировали ни перед тем, как с узла учета оно попало в подземное хранилище в селе Лопатино, ни перед тем, как его закачали в магистральный нефтепровод «Дружба». Следователи признали, что в непригодное для эксплуатации состояние оказались приведены восемь резервуаров парка «Лопатино». Четверых менеджеров уже заключили под стражу, двое находятся в розыске. Всем им грозит обвинение по статьям экономического плана (организация преступного сообщества и кража).
На этом рассказ можно было бы закончить, ведь в мире много алчных и нечестных людей. Однако читатели имеют право знать ответы на два ключевых вопроса: сколько нефти похитила и сколько денег заработала эта группа? По первому вопросу официальных данных еще нет, а на второй следователи отвечают так: «Подозреваемые похитили сырье на сумму не менее одного миллиона рублей». Миллион рублей? Мне пришлось прочесть заявление российского Следственного комитета дважды, чтобы убедиться, что речь идет о миллионе рублей, а не хотя бы долларов. Нет, все пишут именно о рублях. По сегодняшнему курсу — это чуть меньше 59 тысяч злотых или 15,3 тысяч долларов. Если взять цену российской нефти марки Urals на 6 мая (68,5 доллара за баррель), то получится, что организованная преступная группа похитила 223,35 баррелей. Нужно быть полным дебилом, чтобы ради добычи такого микромасштаба рисковать утратой доходной должности и попаданием на десять лет в лагерь (такое наказание грозит задержанным менеджерам).
Здесь сразу напрашивается другой вопрос: как 223 барреля «грязной» нефти могли настолько сильно повлиять на качество сырья, идущего по нефтепроводу «Дружба», то есть крупнейшей в мире трубопроводной системе, которая соединяет Сибирь и Центральную Европу? Это почти 8,9 тысяч километров труб, по которым в год перекачивается примерно 66,5 миллионов тонн нефти (из них 50 миллионов тонн — через польскую территорию).
Резюмируя: официальные сообщения российских властей звучат неправдоподобно и не объясняют, как так вышло, что Россия беспрецедентным образом скомпрометировала себя в сфере поставок нефти за границу.
На мой взгляд, виновником следует назвать государственного монополиста компанию «Транснефть», которая отвечает за качество сырья. Глава этого гиганта Николай Токарев с самого начала пытался переложить ответственность на частные компании, а сейчас он уклоняется от ответа на вопрос, как «грязная» нефть смогла пройти через систему контроля. Он заявляет только, что сырье будут проверять не раз в 10 дней, а ежедневно.
Будет ли этого достаточно, чтобы не лишиться высокого поста? Наверняка да, ведь об отставке Токарева в Кремле никто не говорит. Это лояльная нынешним властям фигура, а за пятно на репутации и миллионный ущерб иностранных клиентов России вновь будет отвечать «простой русский человек».