На прошлой неделе ушел из жизни Сергей Доренко, которого в Турции, наверное, никто не знает, но в России он был в первых рядах среди «известных» журналистов.
Как и полагается в таких случаях, попросим Аллаха упокоить его душу. Но также в назидание всем расскажем об этом журналисте и в очередной раз поймем, что порой только страны меняют свои названия и облик, а некоторые люди присутствуют постоянно…
Звезда Доренко засияла в 1990-е годы, то есть, когда у власти в России находился Борис Ельцин. Его программа на канале ОРТ, который мы можем назвать российским ТРТ (TRT, государственный канал с наибольшим охватом аудитории в Турции — прим. пер.), была чрезвычайно популярна. Высокий, статный обладатель баритона, Доренко, одно время работавший в том числе моделью, отличался «агрессивным» журналистским стилем, который прекрасно подходил для того времени хаоса в России, — превознося до небес тех, кто был ему симпатичен, и разнося в пух и прах тех, кого он не любил. Доренко неслучайно называли «телеубийцей» — особенно политиков, которые ему не нравились, их он с экрана осыпал градом критики.
Все знали, что Доренко был человеком Бориса Березовского.
В советское время математик Березовский «каким-то образом» завладел акциями ОРТ и «ЛогоВАЗа», производившего автомобили «Лада». Он близко дружил с дочерью Ельцина Татьяной Дьяченко, даже предполагалось, что эти двое управляли страной из-за кулис.
Березовский мастерски превращал медиасилу, которой он обладал, в политический капитал; его враг был и врагом Доренко.
Реальный факт заключается в том, что в России тех дней, которая погрузилась в хаос во многих сферах, но с точки зрения СМИ пребывала в атмосфере относительной свободы, Доренко повысил планку российской журналистики, делавшей свои первые шаги. Единственным конкурентом Доренко был известный ведущий телеканала НТВ Евгений Киселев, который нещадно критиковал Ельцина из-за войны в Чечне. Интеллектуал Киселев был популярен в Москве, а «буян» Доренко — в провинции. Согласно опросам, народ доверял Доренко больше, чем Русской православной церкви.
Когда Евгений Примаков и Юрий Лужков — тяжелая артиллерия российской политики того времени — подняли флаг восстания против Кремля, на помощь Ельцину, конечно, поспешил не кто иной, как Березовский с Доренко. Пули, выпущенные «снайпером» Доренко громовым голосом с экрана, изрешетили властные амбиции Примакова и Лужкова.
У Березовского были тесные отношения и с Владимиром Путиным до прихода последнего к руководству страной. Даже впоследствии Березовский утверждал, что именно он привел Путина к власти. Естественно, Доренко тоже поначалу поддерживал Путина.
Но в дальнейшем отношения Путина с миллиардерами ухудшились. Новый лидер России хотел избавиться от бизнесменов, обладавших политическим влиянием.
Разрыв между ними произошел с трагедией подводной лодки «Курск».
Когда подводная лодка «Курск», на борту которой находилось 118 моряков, затонула во время учений в Баренцевом море в августе 2000 года, прошло всего несколько месяцев с момента прихода Путина к власти. Березовский, почувствовав, что он вот-вот лишится прежних привилегий, через Доренко перешел в атаку на Путина, который был застигнут врасплох кризисом, связанным с гибелью подводной лодки, и в первые его дни даже скрывался. Забавно, но все, что «телеубийца» Доренко говорил в то время с экрана, было правдой, его критика была чрезвычайно справедлива, но делалось это не для того, чтобы сообщить людям правду, а для того, чтобы пригрозить новому лидеру.
Однако Россия была уже не той, что раньше, возмездие Путина не заставило себя ждать. Сначала программа Доренко была удалена с канала, затем ОРТ отняли у Березовского, и бизнесмен, которого называли «серым кардиналом» за большое политическое влияние, был вынужден бежать в Великобританию.
В дальнейшем Доренко вел передачи на радио, но больше не смог обрести той известности, что имел в 1990-е. О Доренко снова заговорили только в 2007 году, когда он опубликовал свое давнее интервью с бывшим агентом КГБ Александром Литвиненко, который за год до этой публикации был отравлен в Лондоне. Свою последнюю передачу на радио Доренко провел 6 мая, а через три дня в Москве перенес сердечный приступ во время поездки на мотоцикле, который он очень любил. Ему было 60 лет.
Он был талантливым, культурным, знающим, харизматичным. Если бы он мог заниматься настоящей журналистикой…