Лондон — Когда в мае 2013 года я покинул банк «Голдман Сакс» (Goldman Sachs), мне выпала честь председательствовать в независимой Комиссии по вопросам городского роста, которая должна была исследовать географические дисбалансы в британской экономике. Наша задача заключалась в том, чтобы определить, почему Лондон и юго-восток страны обрели такую доминирующую роль, и как можно улучшить экономические показатели других крупных городских центров.
Наш важнейший вывод был таков: ключевые города Северной Англии достаточно близко расположены, чтобы объединиться в единый рынок — такой же по размерам, как и рынок Лондона с пригородами. В случае создания такой экономической и коммерческой агломерации, которую мы описывали, Великобритания стала бы обладателем уже не одного, а двух городских коммерческих центров, способных конкурировать на глобальном уровне. Крайне важно, что эта модель, получившая затем название «Северный экономический центр» («Northern Powerhouse»), была задумана так, чтобы дополнять Лондон, а не ослаблять его позиции конкуренцией. Цель заключалась в том, чтобы оба центра восстановили географический баланс в стране и повысили ее показатели экономического роста в целом.
В июне 2014 года Джордж Осборн, занимавший тогда пост министра финансов, одобрил этот план, после чего я вошел в состав правительства премьер-министра Дэвида Кэмерона с целью помочь в реализации этого плана. Но из-за референдума о Брексите, состоявшегося в июне 2016 года, и Кэмерон, и Осборн ушли в отставку (в июле), а в сентябре это сделал и я. Однако у меня осталась возможность внимательно следить за прогрессом в реализации этого плана в качестве вице-председателя «Партнерства Северного экономического центра», неправительственной организации, которую Осборн создал осенью 2016 года.
С тех пор о проекте «Северный экономический центр» обычно говорят, что он сдулся. Учитывая продолжающий хаос Брексита, можно не сомневаться в том, что этот проект (как и практически все остальное) перестал занимать важное место в политической повестке правительства. Но это не означает, что он забыт. В апреле преемник Осборна — Филип Хэммонд — заявил, что готов выделить 39 миллиардов фунтов стерлингов (51 миллиард долларов) на финансирование проекта железной дороги «Северный экономический центр». Сократив время поездок и грузоперевозок между крупными городами на севере страны, этот проект может повысить производительность в регионе и способствовать достижению изначальной цели плана создания «Северного экономического центра».
Итогом моей работы во главе Комиссии по вопросам городского роста стало твердое убеждение, что меры по повышению производительности в тех или иных географических зонах важнее, чем аналогичные меры в отношении тех или иных отраслей. Никто не знает, какую отрасль бизнеса в будущем ждет быстрый рост. Всего 25 лет назад мало кто мог предсказать, что «Амазон» (Amazon) и «Эпл» (Apple) займут те позиции, на которых они находятся сейчас. А вот города и регионы никогда никуда не исчезнут, хотя они и могут приходить в упадок — и приходят.
К счастью, широкий хор авторитетных комментаторов и экспертов тоже начал обращать внимание на важность физических, реальных мест для обеспечения устойчивости современного капитализма. Главные среди этих экспертов — Пол Коллиер из Оксфордского университета, одни из ведущих в мире экспертов по вопросам экономики развития, а также Рагурам Раджан, бывший управляющий Резервным банком Индии, а сейчас профессор Школы бизнеса им. Бута при Чикагском университете. Я глубоко надеюсь, что их аргументы в пользу экономических и социальных мер, ориентированных на местные сообщества, города и населенные пункты, окажут влияние на власть.
Что же касается собственно проекта «Северного экономического центра», то есть данные об умеренном, но прогрессе. Да, конечно, в течение минувшего десятилетия Лондон показывал результаты лучше, чем города Севера. Об этом свидетельствуют, в частности, индексы деловой активности (PMI) в Лондоне, регионе Йоркшир и Хамберсайд, а также на Северо-Западе страны. Кроме того, многие экономические эксперты считают, что Лондон более устойчив к последствиям Брексита, чем промышленные районы страны.
Но взгляните на те же самые данные PMI в более узком контексте минувших пяти лет, а особенно последних трех лет. Другие регионы начали опережать Лондон, при этом Северо-Западный регион показывает особенно хорошие результаты, а Йоркшир усиливает свой уже заметный отрыв.
Эта разница объясняется тем, что сам Лондон сдает позиции, что, скорее всего, вызвано спадом на рынке недвижимости и охлаждением инвестиционного климата из-за Брексита. Тем не менее, регионы, связанные с проектом «Северного экономического центра», демонстрируют устойчивую силу, а данные индексов деловой активности подтверждаются не только практическими свидетельствами из жизни, но и другими показателями региональной экономической статистики, например, данными о ценах на жилье за последние годы.
Все эти тенденции могут оказаться случайными и мимолетными. Но есть причины полагать, что они свидетельствуют о более глубоких, структурных изменениях, которые стали результатом умеренного расширения прав местных властей и мерами содействия развитию, принятыми британским парламентом в период 2015-2017 годов. Если правительство серьезно намерено вложиться в проект железной дороги «Северного экономического центра», это позволит значительно ускорить уже достигнутый прогресс, мобилизовав — в буквальном и фигуральном смысле — «животный дух» бизнеса, гражданских лидеров и граждан северного региона.
Джим О'Нил — бывший председатель совета директоров «Голдман Сакс» (Goldman Sachs Asset Management) и бывший министр финансов Великобритании, является председателем «Чатэм хаус» (Chatham House).