В течение трех месяцев США, вероятно, выйдет из Договора по ракетам средней и малой дальности от 1987 года, прикончив это умирающее соглашение. Договоренность эпохи холодной войны обязала Соединенные Штаты и Россию, страну-преемницу Советского Союза, ввести запрет на наземные ракеты средней и малой дальности радиусом действия от 500 до 5 500 километров. Отмена Договора РСМД не могла бы быть более кстати.
Когда сверхдержавы-соперники подписали договор, его провозгласили ошеломительным успехом в области контроля над вооружениями. Тем не менее, обстоятельства с момента подписания договора изменились настолько радикально, что соблюдение ДРСМД Америкой может уже быть неразумным.
Не вызывает сомнений, что российское мошенничество, в том числе незаконные испытания запрещенных ракет как минимум с 2008 года, самым непосредственным образом способствовало краху договора. Но ракетный арсенал Китая и то, что он угрожает интересам США в Азии, оказались настолько же важным или даже более важным фактором, повлиявшим на решение Вашингтона о выходе из соглашения.
Не будучи ограниченным ДРСМД, Китай начал наращивать конвенциональные ракетные силы еще в 1980-х. Сегодня китайские военные могут похвастаться «крупнейшими и самыми обширными ракетными силами», по данным Агентства военной разведки. Если бы Китай входил в ДРСМД, более90 % его ракет нарушали бы договор. Кроме того, эти ракеты наземного базирования обладают зоной действия, позволяющей поражать войска и базы США в Азии. Пекинские ракеты были смоделированы таким образом по важной причине: с целью вытеснить Вашингтон из Азии, освободив Китаю путь к доминированию в регионе.
Высокоточные китайские ракеты могут сделать американские авиабазы и военно-воздушные порты по всей Азии непригодными к использованию в военное время. Китай разработал баллистические ракеты, получившие название «убийцы авианосцев», которые могут атаковать движущиеся суда в море. Пекин также представил ракету дальнего радиуса действия, которая может поразить цели в Гуаме, на территории США, где находится их база. На сегодняшний день у США в арсенале нет ничего похожего.
Представьте, что Пекин может сделать с войсками США, базирующимися в Японии, в случае войны между двумя сверхдержавами.
Если китайские ракеты поразят американские воздушные и военно-морские базы в Японии, американские самолеты и корабли будут вынуждены отступить на Гуам или Гавайи, чтобы пополнить боекомплекты и запасы топлива, что значительно уменьшит их возможности сражаться на передовой. Более того, если Китаю удастся осуществить внезапную атаку, самолеты, застигнутые на земле, и корабли в портах подвергнутся разрушительному огню. Вооружения и оборудование стоимостью в миллиарды долларов, не говоря уж о жизнях множества американских военнослужащих, могут быть потеряны за один вечер.
А если Соединенные Штаты выведут свои силы из Японии, чтобы обезопасить их на случай эскалации кризиса с Китаем, такое решение, пусть и благоразумное, может заставить японских лидеров усомниться в том, что США готовы защищать своего важнейшего союзника в регионе. В результате альянсу может быть нанесен непоправимый ущерб. Именно такой исход, как надеется Пекин, и вытеснит Соединенные Штаты из Азии.
Если такие угрозы подорвут решимость США или доверие к ним союзников, то Пекин вступит на путь к доминированию в регионе.
Теперь, когда США решили перестать в одностороннем порядке себя ограничивать, это открывает для них новые возможности. Если Вашингтон решит разместить в Азии конвенциональные ракетные наземные силы, это может восстановить былое военное преимущество США и способствовать сдерживанию, краеугольному камню глобальной стратегии США.
В мире после краха ДРСМД размещение неядерных ракет наземного базирования на союзнических территориях в Азии принесло бы США множество преимуществ. По сравнению со многими типами воздушных и морских сил, мобильные ракетные установки более живучи. Вместо того, чтобы отступить перед лицом угрозы, ракетные батареи останутся для успокоения союзников. Они могут выдерживать вражеские бомбардировки и вести бой.
Размещенные на территориях союзников ракеты США будут угрожать китайским ракетным установкам и другим целям. Их близость к основной территории этой страны и скорость оставит китайским вооруженным силам мало времени на то, чтобы избежать опасности. Обезвредив противовоздушную и противоракетную оборону Китая, ракетный огонь США снизит угрозу для американских военно-воздушных сил, проложив путь для последующей воздушной кампании, в которой проявится вся мощь американской авиации. Это будет комплексный бой.
Под прицелом ракет США Пекин должен был бы разработать контрмеры, включая дорогостоящую противоракетную оборону. Кроме того, китайским самолетам и кораблям в зоне действия огневой мощи США в случае кризиса или конфликта придется рассредоточиться или перебазироваться, что будет мешать военным планам Пекина.
Здесь есть и дипломатический аспект. Внедрение американских ракет наземного базирования может привести к тому, что Китай увидит пользу в договоренностях о контроле над вооружениями, и это даст Вашингтону рычаг давления в переговорах, направленных на то, чтобы склонить Пекин к подписанию многосторонней версии ДРСМД. Хотя сейчас Китай, похоже, не желает подчиняться ограничениям, обусловленным какими-то договорами, его позиция может измениться, если он столкнется с реальной угрозой со стороны ракет США.
Однако остается один ключевой вопрос: согласятся ли союзники принять ракеты США? Все-таки ракетная война будет проходить на их земле. Региональные партнеры США также могут опасаться гонки вооружений среди своих соседей. Такие неприятные перспективы могут привести к тому, что они отклонят американское предложение разместить ракеты на своей территории.
Тем не менее, вполне вероятно, что азиатские союзники решат, что преимущества перевешивают издержки. Присутствие американских ракетных батарей будет обнадеживать их в моменты, когда американским военно-воздушным и морским силам будет все сложнее внушать к себе доверие.
Американские ракетные единицы передового базирования сродни присутствию военного контингента в стране, и их боевая устойчивость будет представлять собой наиболее заметный и мощный символ стойкости США, грозя Китаю ощутимыми издержками. Они будут успокаивать нервы и укреплять сопротивление, испытывая силу Пекина. Они могут оказаться той деталью, которая предотвратит поражение или саму войну.
Ракеты наземного базирование в Азии могут открыть оперативные перспективы, которые были в течение трех десятилетий недоступны для Соединенных Штатов. В ближайшие месяцы политики смогут возродить стратегические варианты, которые восстановят власть и престиж США в эпоху после ДРСМД. Они должны воспользоваться этой исторической возможностью.
Тоши Йошихара — старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок (CSBA).
Джейкоб Кон (Jacob Cohn) — научный сотрудник CSBA. Они соавторы проводимого сейчас исследования CSBA: «Выравнивание игрового поля: повторное внедрение баллистических ракет театра военных действий в мире после ДРСМД» (Leveling the Playing Field: Reintroducing U.S. Theater-Range Missiles in a Post-INF World).