Заседание согласительного совета Верховной рады Украины отчетливо показало, что ее руководство, осиротев на половину, никак не может прийти в себя. Ось Банковая-Грушевского сломалась и теперь, не смазанная благодатной «шмирой», (шмира — охрана, Словарь воровского жаргона, — прим. перев.) скрипит, буксует и сама себя понемногу съедает. Оказалось, что ценные указания с Банковой, не подкрепленные материально, а тем более без возможностей и предложений контроля над государственными финансовыми потоками, теряют свою стоимость и даже превращаются в предмет для насмешек.
Инерционная сила не то, что не позволяет по-новому взглянуть на ситуацию и выработать адекватные стратегию и тактику на этот короткий, но крайне важный период, она не дает возможности начать защищаться. Андрей Парубий и Блок Петра Порошенко не нашли ничего лучшего в этой ситуации, как и в дальнейшем делать вид, что в стране ничего не произошло, что нового президента не избрали, а старому уже пора уйти. Тем самым все больше вызывая гнев и ненависть на депутатский корпус со стороны граждан Украины. А это накануне парламентских выборов может оказаться роковым для прежних политических структур.
Не скажу, что люди после праздников надеялись от председателя Верховной рады «бури и натиска», но и такого вяло-инфантильного поведения нечего было ждать. Когда Андрей Парубий начал озвучивать повестку дня Верховной рады на эту неделю, то в ней нашлось место и для закона о языке, и для законопроекта о топливно-энергетическом комплексе, и об изменениях в регламент ВР. Изменения в регламент работы парламента крайне необходимы, потому что она является, мягко говоря, малопродуктивной. Но почему эта проблема возникла только сейчас? Неужели спикер ранее не видел пустого зала заседаний, отсутствия кворума, кнопкодавства? Видел, и такой кавардак его устраивал, потому что позволял играть на разобщенности и расхлябанности депутатов.
Выступление руководителя БПП Артура Герасимова на совещании напомнило выступление Суслова на чествовании Брежнева времен застоя, так тот долго перечислял достижения и победы Порошенко. Эта риторика еще за время избирательной кампании успела не только превратиться в раздражающий шум, но и стала вызывать стойкое отвращение к сказанному. И самое важное, что это выступление показывает, что недавние выборы команду еще пока действующего президента ничему не научили.
Перед вторым туром президент Петр Порошенко заявил, что видит и признает свои ошибки. Он также пообещал, что изменится и народ Украины увидит обновленного Порошенко. Но, как это почти всегда случалось с Порошенко, «обицянка-цяцянка, а дураку радость». Как только отгремели выборные баталии, Петр Алексеевич решил всех, кто его поддержал, наградить. С царским размахом.
Героем Украины стал глава СБУ Василий Грицак. Орденоносцами-министр культуры Евгений Нищук и советник президента с неоднозначной репутацией Руслан Демченко. Личный политтехнолог президента Олег Медведев. Награда досталась и руководителю пресс-секретариата президента Святославу Цеголко. Среди награжденных и бывший львовский налоговик Мирослав Хомяк, и недолюстрированный председатель Киевской областной государственной администрации Александр Терещук. А еще Степан Кубив и все, кто ковал «победу» Порошенко на выборах. Осознавая всю «совковость» наградной системы в Украине, следует, однако, заметить, что Украина — не царство, а Порошенко — не царь-самодержец.
И почему это он должен благодарить за «самоотверженное служение» лично ему государственными наградами, званиями, должностями и персональными пенсиями? Если эти люди действительно помогли Порошенко, но их успехи в государственном строительстве с лупой не разглядеть, то и награждать их он должен из личного фонда, а не за счет государственного бюджета. Хотя даже это не больше всего возмущает.
Петр Порошенко, что называется «под занавес», назначил 75 судей Верховного суда и выразил надежду, что новоизбранный президент Зеленский «не будет вмешиваться в работу судебных инстанций». Пятнадцать из назначенных названы мониторинговыми организациями недобросовестными. Это родственники одиозного Сергея Кивалова, бывшего судьи Российской Федерации, а также юриста «Рошен». Понятно, что таким образом Порошенко «минирует» правовое поле Украины перед своим уходом. Новому президенту ко всем имеющимся проблемам придется еще инициировать принятие закона, который запустил бы процедуру тестирования судей. Но кто тот закон должен принять, если не Верховная рада, которая не может даже определиться с датой инаугурации?
Кроме того, Порошенко присвоил генеральские звания еще 24 офицерам из ВСУ, ГПСУ и СБУ. И здесь не обошлось без одиозных фигур. Наибольшее недоумение вызывает присвоение звания генерал-лейтенанта Николаю Шевцову — начальнику вооружений ВСУ. Это тот пресловутый генерал-майор в ведомстве у которого взорвались и сгорели три крупнейших стратегических склада боеприпасов. А еще президент тайным указом присвоил звание генерал-полковника подозреваемому в незаконном обогащении первому заместителю председателя СБУ Павлу Демчине. Так президент Порошенко покупает себе лояльность судей, военных и даже творческой элиты. Если с творческими людьми особых гарантий на будущее никто не может дать, да и их назначение приравнивается «переходящему вымпелу», то лояльность со стороны судейского корпуса ой как может понадобиться Петру Алексеевичу.
Что ж, оглядываясь на этот наградной «дождь» и тщательно подобранных «кавалеров», Петр Порошенко так ничего и не понял. С уверенностью можно только сказать, что старорежимный Порошенко не имеет ни новых идей, ни стратегического видения будущего Украины. Более всего он постарается крепко взять в кулак своих депутатов в Верховной раде, чтобы продолжать блокировать все инициативы Владимира Зеленского. Кажется, это и будет стратегией и тактикой как Петра Порошенко, так и его сторонников в ВР. Однако, каждая из этих необоснованных блокад все больше будет умножать ненависть к Верховной раде и неприязнь к представленным в ней «блокировщикам». Как бы не будут развиваться события, или с роспуском ВР уже и теперь, или с дарованием ей возможности дожить до осени и упокоиться своей смертью, эта команда должна уйти. Раз и навсегда. Только жаль времени и упущенных возможностей.