13 мая министр иностранных дел КНР Ван И вместе с главой МИД России Сергеем Лавровым отвечал на вопросы журналистов в Сочи. В том числе у министра спросили, какими он видит перспективы китайско-американских торговых консультаций.
Ван И отметил, что благодаря совместным усилиям сторон в ходе переговоров были достигнуты важные и реальные результаты, достойно приняты и мирно разрешены трудности. В сложившейся ситуации бессмысленно обвинять одну из сторон, и неприемлемо в одностороннем порядке уходить от ответственности, а дальнейшее давление может вызвать соответствующую ответную реакцию. Своими действиями Китай отстаивает интересы страны, а также защищает основные правила ведения многосторонней торговли.
По словам Ван И, США и Китай — первая и вторая экономики мира, и состояние торгово-экономических отношений между ними влияет не только на развитие этих стран, но и на будущее всей мировой экономики. Если переговоры будут идти в соответствии с главным направлением политики реформ и открытости, отвечать коренным потребностям Китая в осуществлении высококачественного развития и интересам народов США и КНР, то — мы уверены — нашим командам удастся выработать список требований, удовлетворяющих каждую из сторон и прийти к взаимовыгодному соглашению.
Ван И обратил особое внимание на то, что переговоры не являются односторонними и должны основываться на равенстве. Нельзя думать, что только одна сторона должна принять требования другой. В переговорах с любыми странами Китай должен сохранять государственный суверенитет, отстаивать интересы своего народа и его гордость за собственную страну. Мы придерживались этих принципов раньше, не откажемся от них ни теперь, ни потом.
Кто нарушал обещания в ходе китайско-американских торговых переговоров?
После того, как, не задумываясь об итогах 11-го раунда переговоров, США повысили до 25% торговые пошлины на китайскую продукцию на сумму 200 миллиардов долларов, они заявили, что намерены запустить процесс повышения на 25% пошлин на весь оставшийся импорт из Китая в размере 325 миллиардов долларов. Подобное безответственное давление только возводит дополнительные преграды на пути переговоров.
За все время была проведена одна встреча на уровне глав государств, 11 раундов торгово-экономических консультаций на высшем уровне, три телефонных разговора между координаторами и многократные личные и телефонные переговоры между заместителями министров. Так кто же нарушал обещания в ходе этих переговоров, идущих и днем и ночью из-за разницы во времени между двумя берегами Тихого океана?
В декабре прошлого года, когда стороны пришли к частичному соглашению, США самовольно повысили цены
Вернемся к событиям 2018 года. С 3 по 4 мая делегация США находилась в Китае, инициировав консультации после угроз повышения пошлин. С 17 по 18 мая в США находилась делегация Китая, и стороны опубликовали совместное заявление. Со 2 по 3 июня американская делегация снова прибыла в Китай, и стороны достигли конкретных положительных результатов. Оставалось только утвердить детали. 15 июня американское правительство выпустило перечень пошлин, обнулив результаты трех предыдущих консультаций.
14 мая во второй половине дня представитель пресс-службы МИД КНР Гэн Шуан на очередной пресс-конференции раскрыл многие факты нарушений со стороны США: «В декабре 2018 года стороны достигли консенсуса относительно объемов закупок китайской стороной, но США самовольно повысили цены. Поэтому нельзя говорить, что это Китай отходит от изначальной позиции и нарушает обещания».
В мае 2019 года США неправильно поняли решение китайской стороны и продолжили повышать цены
В январе 2019 года прошли трехдневные консультации на уровне заместителей министров и двухдневные переговоры на высоком уровне. В феврале переговоры на высоком уровне устраивались дважды и в целом длились шесть дней. В марте представители стран один раз общались по телефону, после чего были проведены двухдневные переговоры на высоком уровне. В апреле дважды в течение пяти дней тоже проходили переговоры на высоком уровне. В мае состоялся 11-й раунд переговоров, длившийся два дня.
В ходе переговоров, подобных которым мир еще не видел, были достигнуты и принципиальные соглашения, и реальные успехи, переговоры о тексте соглашения, новые успехи и новые договоренности. Кто же знал, что до переговоров американская сторона изменит свою позицию, угрожая повысить тарифную ставку, навязанную Китаю, и применит ее в ходе переговоров.
«Соединенные Штаты заявляют, что Китай отказывается от своей позиции, тем самым перекладывая вину с больной головы на здоровую», — говорит Вэй Цзяньго. Он — заместитель председателя и исполнительный заместитель директора Китайского центра международного экономического обмена. «Могу я узнать у США, какие это обещания нарушила китайская сторона? От чего мы отказываемся? Напротив, это США грубо нарушают свои обещания на протяжение всех девяти раундов переговоров».
По поводу 11-го раунда переговоров, состоявшегося практически одновременно с повышением тарифов американской стороной, Гэн Шуан заявил: «Китайская делегация отправилась для проведения переговоров в США с искренними намерениями начать процесс разрешения разногласий. Однако некоторые представители американской стороны вероятно не так все поняли, недооценили решимость и желание Китая защищать собственные интересы. Поэтому, исказив факты, они и повысили цены. Китай, безусловно, это не одобряет и решительно отвергает».
Такое решение примет любая страна, столкнувшись с необоснованными торговыми требованиями
Время показало, кто нарушает обещания, дважды выражает искреннее желание сблизиться и дважды повышает пошлины. Соглашения в ходе переговоров достичь не так просто. Те, кто думает, что здесь можно достичь цели торговой травлей, недооценивает волю и решимость китайского народа. На мой взгляд, после 11-го раунда китайско-американских торговых переговоров на высоком уровне Китай также будет настаивать на том, чтобы соглашение было равноправным, и не уступит в принципиальных вопросах.
История показала, что и другие страны делали упор в переговорах с США на том, что те должны пойти на соответствующие изменения, а не только выдвигать свои требования. Китай настоял на отказе от повышения тарифов, так сделала бы и любая другая страна, столкнувшаяся с необоснованными торговыми требованиями, считает директор отдела международной торговли Института мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Дун Ян.
По мнению Алисии Гарсиа Эрреро, главного экономиста Французского банка внешней торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Трамп поднял тариф на некоторые китайские экспортные товары с 10% до 25% и поставил под угрозу другие китайские экспортные товары, которых может постигнуть та же участь. Это внезапное изменение стратегии ведения переговоров демонстрирует не столько силу, сколько отчаяние. Британский сайт «Файнэншл таймс» приводит цитату китайского эксперта, в которой говорится, что «США не смогут победить Китай посредством торговли».