Люди в вафельных полотенцах наконец заметили, что их уже год разводят как последних «терпил». Да, прошел ровно год с выхода США из ядерного соглашения с Ираном. Запад же, игравший в этой схеме роль доброго следователя, не проявил достаточных иезуитских талантов — и президент Ирана Рухани на прошлой неделе прислал обиженное письмо. Он написал в Берлин, Париж, Лондон, Москву и Пекин, что больше не верит в «успех нашего безнадежного дела» и выходит из договора.
Существенных последствий этого послания оказалось два. Госсекретарь США Помпео полетел из Хельсинки не в Берлин, где его ждала канцлер Меркель, а в Багдад. Второе случилось еще задолго до прихода письма: Трамп направил к берегам Ирана авианосную группу.
Что же написал Вафельная Чалма мировым лидерам? Иран наращивает обогащение урана до бомбовой плотности и больше не отдает тяжелую воду, как это предполагалось соглашением, на сторону. Кроме этого Иран поднимает и объемы обогащенного урана в своих хранилищах: соглашение разрешало ему иметь не более 300 кг.
Собственно, не случилось ничего такого, о чем не предупреждала бы мир израильская разведка. С тех пор, как «Моссад» стал работать архивариусом Тегерана (помните знаменитое похищение израильской разведкой гигантского архива ядерной программы Исламской республики в мае прошлого года?), всем ясно, что Иран хочет создать ядерное оружие, но не может: санкции не дают, а главный поставщик ядерных ништяков — Ын — теперь ходит в друзьях главного врага аятолл.
Не прошло и недели после заявления Рухани, как кто-то начал поджигать танкеры в районе Ормузского пролива — нефтяной аорты мировой экономики. В понедельник загорелись два саудовских судна, пересекавших Персидский залив недалеко от побережья ОАЭ. Об этом сообщило агентство «Сауди пресс» (Saudi Press) со ссылкой на министра промышленности и минеральных ресурсов Халеда аль-Фалеха (Khalid A. Al-Falih).
При атаке никто не пострадал. Не случилось и разлива нефти. А МИД ОАЭ сообщил, что в воскресенье утром целых четыре торговых судна «стали целью акта саботажа» в исключительной экономической зоне государства. Никто тоже не пострадал, утечек «топлива или каких-либо вредоносных субстанций» не произошло, судоходство и работа портов также не нарушались.
Странные эти инциденты во взрывоопасном районе мира вызвали шок и недоумение. С одной стороны — это дерзкие и сложные атаки, которыми должны были бы гордиться террористы, но ответственности за них никто на себя не принимает.
С другой стороны — это какие-то «недодиверсии»: если уж диверсант проникает под днище танкера (операция доступна лишь обученным и оснащенным, как правило, государственными ресурсами подрывникам), то логично было бы причинить объекту максимальный ущерб. Но эмиратский МИД заявляет, что суда подверглись «актам вандализма».
Что же это за террористы-гуманисты завелись в Персидском заливе? Рискну предположить, что это обиженный Иран тупо копирует операцию ЦРУ рейгановских времен против советских поставок нефти в Никарагуа.
Давайте сравним.
1 марта 1984 года в прибрежных водах Никарагуа подорвался на мине английский сухогруз под панамским флагом «Норт Карибе», пять человек легко ранено, повреждено более 2600 т груза.
20 марта на подходе к порту Пуэтро-Сандино подорвался на мине советский нефтеналивной танкер «Луганск». На борту было более 34 тысяч тонн нефти, но взрыв произошел под сухим трюмом. Из 42 человек экипажа несколько человек получили легкие ранения.
28 марта у порта Коринто на мине подорвался норвежский транспорт под либерийским флагом «Ивер Чазер».
29 марта у Коринто подорвался японский танкер «Тасиро Мару»…
К этому моменту страховая компания «Ллойд» практически прекратила перестраховку судов, идущих с грузом для Никарагуа. А так как просоветский режим сандинистов получал почти 80 процентов необходимой нефти и других стратегических ресурсов по морю из СССР советскими и фрахтованными судами, то Никарагуа оказалась на грани экономического коллапса. «Ллойд» не страховала доставку грузов, а без страховки даже отчаянные советские пароходства не решались вести доставку.
До полного триумфа, победы в войне без единого выстрела, как рассказывает Боб Вудворт (Bob Woodward) в своей книге «Признание шефа разведки», ЦРУ во главе с храбрым Биллом Кейси (William J. Casey) не хватило буквально толики везения. Антагонисты спецслужбы из сенатского комитета по разведке слили в прессу утечку: ЦРУ минирует никарагуанские воды. Началось расследование, а уникальная операция была поспешно свернута.
Операции осуществляли противники сандинистов — т. н. контрас. Они объявили, что все никарагуанское побережье — «зона войны» и что все суда в пределах никарагуанской 12-мильной территориальной зоны являются целями для нападения.
В январе — марте 1984 г. в водах трех никарагуанских портов Коринто, Эль Блафф и Пуэрто Сандино было заложено около 75 мин-»хлопушек», часть из них были магнитные, а часть приводились в действие от звука проходящих над ними судов…
Возможно, я делаю большой комплимент людям в вафельных полотенцах, но история с неопасно горящими саудовскими и эмиратскими танкерами очень напоминает плагиат на операцию ЦРУ 35-летней давности.
Что же будет дальше? Да, скорее всего, ничего нового. Ночной полет Помпео, его, так сказать, разворот в воздухе, конечно, впечатлил зрителей. На это, видать, он и был рассчитан: Трамп умеет создавать ходы для будущего сериала о себе.
Авианосцы в Ормузском проливе? Ну отчего бы и нет: у Трампа три дюжины авианосных групп, должен же он их где-то размещать…
А иранская бомба? Не нужно быть директором «Моссада», чтобы понимать: если бы вафельные могли ее создать, вряд ли они пошли бы в договор. А что будут пытаться — в этом никто не сомневается. Но авианосцами их не остановишь. Вся надежда на архивариусов.
А вот сюжет с горящими танкерами еще явно не завершен. И если иранцев схватят за руку (или каких-нибудь их прокси-диверсантов) в районе взрывоопасного Ормузского пролива, у берегов Саудовской Аравии, Эмиратов, то Трампу придется реагировать, и реагировать жестко.
Впрочем, командующий Корпусом стражей Исламской революции генерал Хоссейн Салами (Hossein Salami) не особо и скрывает причастность своей страны к диверсиям на нефтяных путях и заявляет, что американские авианосцы больше не угроза для Ирана. «Авианосец, на котором находится как минимум 40-50 самолетов и 6 тысяч военнослужащих, был для нас серьезной угрозой в прошлом, но теперь угроза превратилась в возможность. Если американцы сделают ход, мы ударим им в голову», — сказал генерал.
Пока же видно, что опасный кураж ударил в голову иранским военным. Если Иран прямо или гибридно причастен к атакам на танкеры в районе Ормузского пролива, то людям в вафельных полотенцах быстро станет не до тяжелой воды. На них свалятся проблемы потяжелее…