Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

25-я годовщина прекращения огня в Нагорном Карабахе: огонь прекратился? (Anadolu, Турция)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что 25 лет назад между Азербайджаном и Арменией было достигнуто соглашение о прекращении огня, проблема Нагорного Карабаха по-прежнему не решена. Для Армении это соглашение — средство легитимации своей оккупации, а для Азербайджана — возможность дождаться подходящего времени для спасения своих земель от оккупации. В этих условиях риск горячей войны сохраняется.

25 лет назад между Азербайджаном и Арменией было достигнуто соглашение о прекращении огня, но, несмотря на это, за прошедшее с тех пор время найти коренное решение проблемы Нагорного Карабаха пока так и не удалось.

Позади осталась еще одна важная дата, связанная с проблемой оккупации территорий Азербайджана Арменией (часто коротко называемой карабахской проблемой).

С момента заключения соглашения о прекращении огня, вступившего в силу в ночь на 12 мая 1994 года, прошло 25 лет. Когда подписывалось это соглашение, многие надеялись, что скоро будет также подписано мирное соглашение и будет найдено коренное решение карабахской проблемы. Однако эти ожидания не сбылись. Такое решение не только не было найдено, но и за время действия соглашения о прекращении огня столкновения продолжались (две стороны предпочитают использовать для этой ситуации понятие «нарушение режима прекращения огня»). Более того, эти «нарушения режима прекращения огня» время от времени рассматривались даже как начало новой войны.

Как было достигнуто соглашение?

В период до подписания соглашения о прекращении огня в мае 1994 года имели место множество инициатив, нацеленных на установление прекращения огня, хотя до сих пор в полной мере неизвестно, какой из них руководило действительно доброе намерение. Примечательно, что все провалившиеся инициативы, кроме последней, каждый раз заканчивались ущербом для Азербайджана. Коротко рассмотрим некоторые из этих инициатив.

После того как президент России Борис Ельцин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетили регион в сентябре 1991 года, 23 сентября того же года в городе Железноводск на юге России начались мирные переговоры, 24 сентября 1991 года Азербайджан и Армения достигли соглашения при посредничестве Ельцина и Назарбаева. Железноводское коммюнике было первым соглашением о прекращении огня в рамках карабахской проблемы. Но на его основе также нужно было делать дополнительные шаги. Поскольку Армения таких шагов не делала, азербайджанская сторона пригласила в регион наблюдателей из России и Казахстана, чтобы показать, что режим прекращения огня не соблюдается. 20 ноября 1991 года в результате огня, открытого из региона под контролем армянских сил, был сбит вертолет, перевозивший руководство Азербайджана (государственного секретаря Тофига Исмаилова, вице-премьера Зульфи Гаджиева, министра внутренних дел Магомеда Асадова, генерального прокурора Исмета Гаибова), представителей юстиции и безопасности, двух российских генералов, казахстанских и российских наблюдателей (в том числе заместителя министра внутренних дел Казахстана Сайлау Досумовича Серикова), а также известных журналистов. Все, кто находился на борту вертолета, погибли, и эта атака подорвала веру азербайджанской стороны в искренность намерений Армении относительно прекращения боевых действий.

В дальнейшем серьезные инициативы в направлении прекращения столкновений между Арменией и Азербайджаном последовали от Ирана. 24 февраля 1992 года министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти (Ali Ekber Velayeti) посетил регион с целью посредничества. В период, когда между сторонами шла работа по согласованию основных вопросов, армянская сторона совершила Ходжалинский геноцид.

Следующая похожая инициатива Ирана также завершилась неудачей с точки зрения установления прекращения огня, а для Азербайджана — оккупацией. По итогам переговоров, состоявшихся 8 мая 1992 года в Тегеране между исполняющим обязанности президента Азербайджана Ягубом Мамедовым, президентом Армении Левоном Тер-Петросяном и президентом Ирана Хашеми Рафсанджани (Haşimi Rafsancani), было подписано соглашение из восьми пунктов. Но в тот же день армия Армении оккупировала город Шуша, который занимает ключевое положение в регионе, а 17 мая 1992 года захватила Лачинский район, соединяющий регион с Арменией.

26 августа 1992 года президент Казахстана Назарбаев выступил с новой инициативой, нацеленной на прекращение огня. 27 августа 1992 года председатель Минской группы ОБСЕ Марио Рафаэлли (Mario Rafaelli), посетив Азербайджан и Армению, призвал стороны к прекращению огня и началу переговоров в рамках Минской конференции. 27 августа 1992 года между министрами иностранных дел Азербайджана, Армении и Казахстана был подписан Алма-атинский меморандум. 3 сентября 1992 года стороны, следуя призывам в том числе Минской группы, подписали Иджеванский протокол для выполнения этого меморандума. Но вскоре после этого Армения объявила о выходе из Алма-атинского меморандума, и усилия Казахстана оказались безрезультатными. Инициативы России и ОБСЕ в том же месяце также завершились неудачей с выдвижением Арменией новых условий (Армения настаивала на том, что в переговорах должны принимать участие в официальном качестве армяне, проживающие на территории Азербайджана).

20 февраля 1993 года в Риме начались переговоры при участии представителей Азербайджана, США, Армении, России и председателя Минской конференции Рафаэлли. По итогам переговоров стороны достигли согласия о полном обеспечении прекращения огня и отправке в регион наблюдателей. Но 27 марта 1993 года Армения начала атаку на Кельбаджарский район Азербайджана и заняла эти территории. В связи с этим Совет Безопасности ООН принял резолюцию номер 822, в которой осудил оккупацию и выразил необходимость как можно скорее положить конец ей. В это время международные организации и Турция требовали от Армении прекратить атаки и освободить оккупированные территории. Время от времени Россия и США тоже озвучивали похожие призывы. Но в оставшиеся месяцы 1993 года Армения, воспользовавшись внутренними беспорядками в Азербайджане и серьезной военной поддержкой извне, продолжила оккупировать азербайджанские земли. К концу 1993 года позади остались провалившиеся инициативы в направлении установления режима прекращения огня, оккупация азербайджанских территорий Арменией и осуждающие оккупацию Армении резолюции Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884.

Период с января по март 1994 года был ознаменован мелкомасштабными атаками и инициативами посредничества со стороны ОБСЕ и России. В период с 31 марта по 3 апреля 1994 года Баку и Ереван посетили председатель Верховного совета Киргизии как представитель Межпарламентской ассамблеи СНГ и специальный представитель президента России. 15 апреля президенты России, Азербайджана и Армении встретились на саммите глав государств СНГ в Москве и обсудили проблему.

В период с 26 апреля по 2 мая 1994 года регион посетила делегация ОБСЕ. 4-5 мая 1994 года в Бишкеке в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ встретились представители парламента Киргизии и министерства иностранных дел России, председатели парламентов Армении и Азербайджана. После этой серии контактов был подписан Бишкекский протокол. На основе этого документа между министрами обороны Азербайджана и Армении было достигнуто соглашение о прекращении огня, и с 12 мая 1994 года соглашение вступило в силу.

Насколько успешно выполняется соглашение 1994 года?

С 1994 года режим прекращения огня нарушается практически каждый день, и в этой связи постоянно возникает вопрос, насколько работает это соглашение. Стороны обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня примерно 100 раз в неделю. Время от времени в этих обвинениях говорится даже о более 100 нарушениях за сутки. В результате нарушений режима прекращения огня погибали и получали ранения большое количество военных и мирных жителей с обеих сторон. Обе стороны брали пленных. А в некоторые периоды учащение нарушений прекращения огня служили поводом для предупреждений о возможном начале войны. Например, в сентябре 2009-го, летом 2010-го и в феврале 2017-го нарушения режима прекращения огня доходили до мелкомасштабных столкновений, а в апреле 2016 года — до войны, которая продолжалась четыре дня.

Как видно, несмотря на соглашение, огонь особенно не прекратился. Соглашение о прекращении огня, которое для Армении рассматривается как средство «легитимации оккупации», а для Азербайджана — как возможность дождаться подходящего времени, чтобы спасти свои территории от оккупации, не гарантирует защиты от риска войны.

Резолюции Совета Безопасности ООН и других международных организаций, в которых говорится о том, что Армения должна немедленно и без каких-либо условий освободить территории Азербайджана, не выполняются. Армения продолжает держать территории Азербайджана под оккупацией и время от времени совершать провокации. К тому же есть опыт событий августа 2008 года (между Россией и Грузией), который показал, что регион может быть в любой момент вовлечен в войну и глобальный кризис.

В этих условиях посредники, если они действительно стремятся к устойчивому миру и стабильности, должны делать более твердые и решительные шаги для того, чтобы положить конец оккупации. Но посредники или не осознают этого риска, или их гораздо больше мотивирует потенциал войн — быть инструментом вмешательства в регион со стороны внерегиональных сил. Какая из этих вероятностей выше — это предмет отдельного анализа.