Выборы и два референдума
Одновременно с первым туром президентских выборов, в Литве прошли два референдума: о сокращении численности парламента со 141 до 121 мандата, а также о возможности расширить институт двойного гражданства и сохранить литовский паспорт при получении другого гражданства, но только того «государства, которое соответствует критериям европейской и трансатлантической интеграции».
Стоит отметить, что Литва является лидером ЕС по скорости сокращения численности населения. По сравнению с 1990 годом население страны уменьшилось на 20%. Только в прошлом году в стране был зафиксирован рост населения — в первую очередь благодаря мигрантам, в том числе из Украины.
При этом значительная часть граждан Литвы живут за пределами страны, а соответственно, они или их дети могут сменить гражданство.
Именно поэтому, идея введения двойного гражданства возникает в Литве не впервые. В частности, с такой инициативой около десяти лет назад выступил бывший глава литовского правительства Андрюс Кубилюс.
«В Конституции Литвы прописано, что литовец может иметь только одно гражданство, и это создает проблемы. Особенно это касается небольших государств. Обычно такие государства стараются сохранить численность своих граждан. Даже- если гражданин едет в другую страну и получает там гражданство, он сможет сохранить свое первоначальное… Мы пытались ввести норму о возможности двойного гражданства только со странами-членами НАТО. Мы так же понимаем, что нам не нужно двойное литовско-российское гражданство», — рассказывал он в интервью «Европейской правде». Тогда эту инициативу не удалось реализовать из-за сложной процедуры внесения изменений в Конституцию.
Однако все изменилось из-за Брексита
Большая литовская диаспора живет в Британии — и в случае жесткого сценария выхода Соединенного Королевства из ЕС, эти люди должны выбирать между устоявшейся жизнью и литовским гражданством. И поэтому нынешняя партия власти — Союз зеленых и крестьян — инициировала вынесение вопроса двойного гражданства на общенациональный референдум.
Незаметное голосование
Именно поэтому политологи предполагали, что референдум будет безрезультатным — ведь для внесения изменений в конституцию за изменения должны проголосовать не менее 50% от всех избирателей страны.
«Ситуация выглядит несколько странной, ведь хотя большинство литовцев поддерживает такие новации, внесение изменений через референдум является довольно сложным делом, и было бы проще заменить его простым голосованием депутатов. Тем более, что де-факто двойное гражданство уже существует — есть механизмы, по которым специальными решениями правительства отдельным гражданами сохраняется право на защиту литовского гражданства (по такой схеме право на автоматическое возвращение литовского гражданства имеет экс-министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус. — ЕП). И если такие исключения становятся массовыми, как сейчас, гораздо лучше сделать это нормой», — добавляет Даля Банкаускайте.
Единственными, кто выступает против такой нормы, это крайние националисты, которые считают, что гражданство должно быть только одно.
«Вместе с тем, в пользу такого мнения свидетельствует процент литовцев, которые голосуют за рубежом — традиционно это около одной десятой от зарегистрированных избирателей. А это дает основания сомневаться, будут ли лица с двойным гражданством добросовестными гражданами Литвы», — неофициально рассказывает литовский дипломат.
Еще один аргумент против института двойного гражданства — возможность в будущем распространить его и на паспорта РФ. Ведь «критерии европейской и трансатлантической интеграции» утверждаются Сеймом, а, соответственно, теоретически существует вероятность, что в случае гипотетической победы пророссийских сил такой вопрос может быть включен в повестку дня.
Впрочем, такие аргументы разделяют не так много литовцев. А потому главная угроза для референдума заключалась в том, что для значительной части избирателей это вопрос персонально был не так актуален. И это не смогло не повлиять на явку, особенно — из-за отсутствия рекламной кампании.
Урок для Украины
Референдум о двойном гражданстве был признан состоявшимся — в нем приняли участие 52,6% литовских избирателей (в отличие от референдума о сокращении Сейма, отказаться от голосования, в котором призвала избирателей оппозиция). Более того, явка на этом референдуме оказалась лишь немного ниже, чем на президентских выборах, где проголосовало 56,9% избирателей. 71,8% проголосовали за возможность введения института двойного гражданства.
Впрочем, это количество голосов составляет лишь чуть более 38% всех избирателей Литвы. А потому решение о двойном гражданстве пока считается не принятым. Характерно, что ряд литовских политиков и общественных деятелей заявили о возможности повторного референдума.
Так, глава всемирной общины литовцев Даля Хенке считает, что проблемой является слишком сложная формулировка вопроса, вынесенного на референдум. А председатель правящей Партии «зеленых» и крестьян Рамунас Карбаускис полагает, что этот результат показал необходимость коррекции механизма внесения конституционных изменений через референдум — было бы достаточно, если бы по вопросу голосовали бы не 50%, а 30% всех избирателей страны.
Как бы там ни было, неудачный литовский референдум стал уроком для Украины — на общенациональном голосовании проваливаются даже те вопросы, против которых имеются очень слабые возражения у общества. А потому попытки политиков снять с себя политическую ответственность, как правило, заканчиваются очень плохо.
Ведь, скорее всего, даже в случае проведения повторного референдума решить этот вопрос до даты Брексита не получиться — а, соответственно, страна рискует потерять еще большее количество граждан.