Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Financial Times (Великобритания): российский мост душит порты Украины

Корабли, направляющиеся в приморские города, сталкиваются с 40-часовыми задержками

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкРабота береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ в Керченском проливе
Работа береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ в Керченском проливе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Владимир Путин лично возглавил колонну грузовиков на новом мосту через Керченский пролив, он подал отчетливый сигнал, что Крым теперь окончательно стал частью России. Не видя ответа, Путин ужесточает правила игры, сетует украинский генерал. Этот военный, как и многие его соотечественники, верит, что Россия специально делает все возможное, чтобы «задушить» Украину.

Когда Владимир Путин лично возглавил колонну строительных грузовиков на новом мосту стоимостью 3,7 миллиардов долларов, перекинувшемся через Керченский пролив в мае прошлого года, он отправлял отчетливый сигнал, что Крым теперь окончательно стал частью России.

Мост, как заявил господин Путин, «сблизит всех нас» и поможет экономике Крыма «развиваться новыми темпами и в новых направлениях». По мнению Запада, Крым был незаконно аннексирован Москвой в 2014 году.

Однако Украина и ее западные союзники считают, что строительство моста также преследовало еще одну стратегическую цель: накинуть на Украину экономическую удавку и задушить ее канал коммерческих перевозок в Азовском море.

В ноябре напряжение возросло, когда Россия захватила три украинских военных судна с экипажами, после того как они попытались пересечь пролив и войти в Азовское море. Киев заявляет, что обладает правами на свободную навигацию по соглашению с Москвой от 2003 года, однако, по утверждению России, суда вошли в ее территориальные воды.

«Она [Россия] ужесточает правила игры в военном ключе,… создавая искусственные барьеры, отнимающие время инспекции и используя возможность перекрытия прохода под мостом», — говорит генерал-лейтенант Сергей Наев, бывший командир объединенных вооруженных сил Украины, а ныне заместитель главы генштаба страны.

Спустя год после открытия 19-километрового моста для коммерческих перевозок задержки судов, направляющихся в украинские порты на Азовском море Мариуполь и Бердянск, увеличились от среднего показателя в семь часов в июне 2018 года до более пяти дней в ноябре, согласно данным, предоставленным аналитиками украинского мозгового центра «Майдан иностранных дел».

По словам аналитиков, причины задержек заключаются с одной стороны в дизайне моста, позволяющего прохождение только небольших кораблей максимальной высотой в 35 метров, а с другой — в очевидно возросшем количестве инспекций и задержек, организованных российской военно-морской и береговой охраной.

Несмотря на то, что присутствие украинских боевых кораблей в конце прошлого года привело к сокращению числа задержек, устроенных российской стороной, в прошлом месяце корабли, направляющиеся в Мариуполь и Бердянск, все равно сталкивались в среднем с 40-часовыми простоями.

По словам правительства Украины, грузоперевозки в Мариуполе и Бердянске сократились почти на 70 и 50% соответственно, с тех пор как Россия в 2014 году взяла под свой контроль Керченский пролив, что для портов и региона в целом повлекло за собой потери вплоть до 400 миллионов долларов. Эта тенденция к сокращению, по словам Киева, продолжается с конца прошлого года.

«Из-за блокады… владельцы судов не хотят терять время и деньги», — объясняет Владимир Омелян, министр Украины по инфраструктуре.

Вице-адмирал Эрве Блежан (Herve Blejean), заместитель командующего Объединенного морского командования НАТО и один из самых высокопоставленных военно-морских командиров Альянса, считает, что пока Россия не ослабит хватку на Азовском море, порты ждет унылое будущее. «Для Украины это серьезно», — отмечает вице-адмирал Блежан, добавляя, что скоро «оба порта окажутся выведены из эксплуатации и… не будут работать». Учитывая напряженную обстановку в Черном море и продолжающуюся шестой год войну между Украиной и получающими поддержку со стороны России силами в Донбассе на востоке страны, Киев хочет, чтобы США и Европа оказали большее давление на Москву. «Поведение России предсказуемо: когда она не видит адекватного ответа, она действует более решительно; когда с нашей стороны и с Запада возникает более активное противодействие, Российская Федерация берет паузу», — говорит генерал-лейтенант Наев.

Кей Бейли Хатчинсон (Kay Bailey Hutchison), посол США в НАТО, сказала в прошлом месяце, что Альянс рассмотрит возможность отправки большего количества кораблей в регион, а также расширения санкций в отношении России.

«Это не обычное дело», — подчеркнула она. Однако вице-адмирал Блежан заявил, что НАТО ограничена в области военного вмешательства в Азовском и Черном морях.

«Факт в том, что украинский военно-морской флот не обладает достаточным потенциалом… Мы не можем планировать никакое военное вторжение… например, сопровождение кораблей. Этого НАТО сделать не может. Мы должны прислушиваться к давлению международного сообщества».

Один западный дипломат в Киеве заявил, что надеется, что Россия «займется этим вопросом и найдет политическое решение».