Прошло пять лет после уличных протестов Евромайдана, а украинцы до сих пор ждут лидеров-реформаторов и справедливости. В начале июня политический новичок Владимир Зеленский принесет президентскую присягу. Но это не обязательно приведет к существенным изменениям для страны: следующий президент Украины неопытный, а его связи с олигархами настораживают. Парламент — орган, которому украинцы доверяют меньше — выносит наиболее важные решения и назначает правительство. И есть все признаки того, что силы там будут никак не новые.
Украина проведет парламентские выборы 27 октября. И сейчас, когда майские праздники уже позади, политика в полном разгаре, и каждый прихорашивается и готовится к новой битве. Впрочем, пока законодатели и кандидаты, которые хотят справедливости, не могут сработаться. А наиболее популярные политики в целом представляют одну и ту же старую коррупционную элиту.
На прошлой неделе в Стэнфорде мы дали предварительные оценки развитию событий на Украине. Шесть политиков из ведущих реформистских политических партий и гражданских движений Украины (плюс один из Блока Петра Порошенко, чьи реформистские задатки в лучшем случае сомнительные) выступили на сцене, чтобы представить свои платформы, пересмотреть прошлые решения и призвать Запад дать им больше времени, чтобы, наконец, объединиться.
Как показывает математика, объединение не станет панацеей
Все ждали, что рок-звезда Слава Вакарчук спасет положение. Слава не торопился и, наконец, решил, что ему не по зубам политика высокого уровня. Зеленский ухватился за возможность, и все остальные теперь — история.
Вернемся в сегодняшний день. Украинские реформаторы знают, что им необходимо, чтобы сделать Украину достойной, нормальной европейской страной, но они не могут даже сформировать одну-единственную партию. Найем может быть прав — ему, может быть, и удастся объединить свою группу «Действия с нами» с «Люди важны», еще одним новым правоцентристским общественным движением, которое зарегистрируется как политическая партия 25 мая. Также возможно, что и другие политики вроде Анны Гопко, действующего и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, и, возможно, Вакарчук присоединятся к объединению. Но толку-то от этого?
Даже если случится чудо, и украинские реформаторы объединятся, они в лучшем случае получат 8-10% голосов. Ни один из них не имеет доступа к крупным телеканалам. Имя ни одного из них не является широко известным в стране, кроме как у Найема. Даже 10% не будет достаточно, чтобы что-то изменить в следующем парламенте.
Такая картина выглядит не слишком привлекательной. Согласно последним рейтингам [о выборах в парламент], с 26% лидирует партия Зеленского, а вслед за ней идет пророссийская Оппозиционная платформа «За жизнь» с 14%, БПП — с 14%, «Батькивщина» — с 12%, «Гражданская позиция» — с 5%, Игорь Смешко — с 5%, и «Радикальная партия» — с 4,8%. Следующая коалиция в украинском парламенте будет раздробленная, хрупкая и не слишком сфокусированная на реформах.
Впрочем, надежда все же есть. Украинские политики, несомненно, недисциплинированные и «византийские», но Запад все еще может существенно повлиять на них. Есть много всего, что могут сделать западные лидеры, чтобы побудить Украину твердо держаться на пути реформ, или даже осуществлять их усерднее и быстрее следующие пять лет. Западу следует публично настоять на том, чтобы украинские реформаторы объединились и стали честно сотрудничать. Западным донорам следует предложить нанять профессионального переговорщика, который знает региональные языки, чтобы обеспечить, что на этот раз объединение реформаторов произойдет.
Даже в таком случае, как показывает математика, объединение не станет панацеей. Западу необходимо привлекать, побуждать и настоятельно призывать команду Зеленского воплощать свою антикоррупционную программу, как он обещал как кандидат, напоминать об этом публично, если он этого делать не будет. Западным правительствам также следует побуждать лучших среди менее направленных на реформы, и более важных партий вроде БПП и «Батьковщины».
А еще это время для переосмысления. Западное донорское сообщество слишком робкое. Они пытаются что-то изменить с помощью одних и тех же скучных программ, которые дают мизерные результаты, распределяя ресурсы слишком слабо. Западу необходимо сосредоточивать свои ресурсы в стране, где существует большой спрос на справедливость. Донорам следует выстраивать долгосрочную стратегию, чтобы сеять либеральные, демократические идеи через высококачественный телеканал, который действительно будет способен конкурировать с олигархическими ТВ (общественное телевидение не конкурент), и общенациональную радиостанцию с корреспондентами по всей стране, и университетские программы, апеллирующие к студентам и факультетам. Это будет дорого, но Украина того стоит.
На трансформацию Украины уйдут годы. И плоды этих усилий окупятся. Значение Украины больше, чем у любой другой страны региона, и ее пример многое значит для России. Запад должен положить все ресурсы на борьбу за свободную Украину, а затем и за остальных.