Австрийский вице-канцлер Штрахе обещал предоставить государственные заказы в обмен на нелегальную финансовую поддержку его партии и теперь вынужден уйти в отставку. На этом прекратилась блестящая карьера политика, а также широко обсуждавшийся эксперимент Себастьяна Курца по сотрудничеству с правыми популистами и их обузданию.
Вызывают оторопь кадры, на которых запечатлен австрийский вице-канцлер в майке с глубоким вырезом, развалившийся в кресле на некой вилле на Ибице, с взглядом, явно замутненном водкой. Но еще более шокируют слова тогдашнего лидера оппозиции Хайнца-Христиана Штрахе (Heinz-Christian Strache), задокументированные на этом опубликованном в пятницу видео. Едва знакомой русской (на самом деле латвийской прим.ред.) даме он обещает предоставить государственные заказы в обмен на нелегальные финансовые вливания в его партию. Он предлагает передать ей во владение популярную газету «Кронен цайтунг» (Kronen Zeitung) и при этом громко мечтает о медийном ландшафте как в орбановской Венгрии.
На видео говорит человек, опьяненный властью, видящий в своем возможном участии в правительстве ключ к тому, чтобы управлять республикой как магазином самообслуживания и выстраивать её по своему усмотрению. Помимо пренебрежения демократическими принципами становится ясным и то, что именно Штрахе, политик, провозгласивший лозунг «Австрия прежде всего» готов предоставить якобы близкой к Кремлю «олигарше» широкое влияние на политические процессы, и это в тот момент, когда опасность дестабилизации Европы Путиным уже давно общепризнана.
Отставка Штрахе — единственно возможный логический вывод из скандала. Примечательно то, что он погорел не на постоянных правоэкстремистских ляпах функционеров из Австрийской партии свободы (АПС), а на вере в свое могущество и на рвачестве. В точности это же до сих пор лежит тяжким грузом на репутации черно-синего правительства* канцлера Вольфганга Шюсселя (Wolfgang Schüssel), работавшего с 2000 по2007 год.
Однако немало наблюдателей считало, что подобное больше не повторится. Когда полтора года назад АПС вновь пришла к власти благодаря Себастьяну Курцу, она была несравнимо лучше подготовлена, чем команда Йорг Хайдера (Jörg Haider) в 2000 году. Кроме того, теперь важные представители партии сидели непосредственно у рычагов власти, что раньше было невозможно из-за всестороннего давления. И, наконец, Курц был готов в содержании своей политики пойти навстречу АПС и тем самым поддерживать ее в хорошем настроении. Сотрудничество было рассчитано на десять лет, что канцлер подчеркивал неоднократно.
И вот теперь из-за скандала этому сотрудничеству пришел конец, и сейчас даже возникает вопрос, может ли эта партия вообще стать когда-нибудь способной управлять страной. В случае с Штрахе заканчивается весьма примечательная карьера. Она привела его из правоэкстремистской среды в роскошные залы правительства республики, к чему он постоянно стремился все последние годы.
Кроме того, его крах означает и приостановку эксперимента Себастьяна Курца. Последний очень нравился себе в образе образцово-показательного консерватора, которому, как казалось, удалось наладить сотрудничество с правыми популистами и управлять ими твердой рукой. Благодаря чему Курц был притчей во языцех во всей Европе, хотя его хваленые реформы при ближайшем рассмотрении оказались весьма робкими. Теперь образцовый проект Курца потерпел крах — с последствиями, далеко идущими за пределы страны. Потому что если предположить, что видео было намеренно опубликовано точно за неделю до выборов в Европарламент с целью продемонстрировать проблематичность участия право-популистских сил во власти, то этот расчет оправдался.
* Имеется в виду коалиция Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы (Примечание переводчика)