Азербайджанское правительство убеждено, что в настоящее время «рынок ведет себя достаточно адекватно». Это доказывает, что решения о снижении добычи нефти в течение первого полугодия 2019 года на 1,2 миллиона баррелей в сутки, из которых 812 тысяч баррелей приходится на страны ОПЕК и 383 тысячи баррелей — на страны «не ОПЕК», принятые в декабре, были правильными и «на сегодняшний день отражают необходимые меры, чтобы вернуть баланс на нефтяной рынок». Сотрудничество в течение двух лет доказало свою состоятельность, и результаты налицо на сегодняшний день, оно должно быть продолжено.
Позицию азербайджанского правительства поддерживают буквально все официальные лица стран ОПЕК и «не ОПЕК». Это еще раз было продемонстрировано в ходе встречи министерского мониторингового комитета ОПЕК+ в Джидде. Мировые запасы нефти продолжают расти, заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль Фалих и нужно сосредоточиться именно на снижении этого показателя. Это имеет важное значение для определения эффективности сделки ОПЕК+, так как целью соглашения является снижение мировых запасов до среднего за последние пять лет уровня.
Но на деле все происходит иначе. Американская сланцевая нефть с лихвой заполняет те нехватающие на рынке запасы нефти, которых с таким трудом добиваются страны ОПЕК+. И, на первый взгляд, все кажется парадоксально противоречивым. Трамп добивается увеличения добычи от ОПЕК+, но сами же США наводняют рынок нефтью. Хотя все знают: рост добычи сланцевой нефти обеспечивают лишь высокие цены на нефть. А ОПЕК+ снижает добычу, способствуя увеличению роста сланцевой нефти и снижению собственных нефтедоходов. Таким образом, на рынке сохраняется основное правило рынка, когда предложение удовлетворяет спрос.
Но многие аналитики ждут изменения ситуации уже во второй половине текущего года. Причины они приводят в основном геополитического характера. Но в последнее время к ним прибавилась еще одна, о которой пока мало кто говорит. И этот секрет вновь кроется в сланцевой нефти. Нефтедобыча в США достигла рекордных 11,5 миллиона баррелей в день — во многом благодаря сланцу. Но, как отмечает «Блумберг», сланцевый бум лишь маскирует проблемы этого рынка. Чтобы поддерживать высокие показатели добычи, операторам надо бурить все больше скважин, а это требует колоссальных затрат. Но деньги брать неоткуда: устав от нерентабельных проектов, инвесторы теряют к сланцевикам интерес. В прошлом году Уолл-стрит вложила в отрасль вдвое меньше, чем в 2016-м. Тысячи скважин сланцевых месторождений, пробуренных за последние пять лет, перекачивают меньше нефти и газа, чем их собственники обещали инвесторам. Это заставляет усомниться: а так ли перспективно и прибыльно сланцевое бурение, с которым связывают надежды на превращение США в нефтяную сверхдержаву?
Худшие опасения сланцевиков, похоже, сбываются: американская нефтесервисная компания «Уэзафорд интернэшнл» (Weatherford International) — один из ведущих провайдеров услуг в сфере бурения — заявила, что готовится к процедуре банкротства. А руководство двух других игроков нефтегазовой отрасли, «Хэлкон ресорсиз» (Halcon Resources) и «Альта меса ресорсиз» (Alta Mesa Resources), поставили под сомнение способность компаний продолжать деятельность. Проблемы возникли и у «Калифорния ресорсиз» (California Resources), специализирующейся на разведке и добыче нефти и природного газа. Банкротства не избежали «Бристоу груп» (Bristow Group), Пи-эйч-ай (PHI), «Джоунс энерджи» (Jones Energy) и «Рекс энерджи» (Rex Energy), тоже обремененные долгами. Отрасль накрывает волна банкротств. Сланцевиков не спасают даже высокие цены на нефть. Аналитики указывают: за десять лет отрасль так и не оправдала надежд. Энергетические компании потратили за этот период на 280 миллиардов долларов больше, чем заработали на добыче нефти и газа…