По данным Центробанка России, из 13,99 миллиарда долларов, отправленных в 2018 году частными лицами из России в другие страны-члены СНГ, около 68,1% пришлось на эти три государства. Для сравнения, в 2016 году эти цифры составляли 10,1 миллиарда и 63,3% соответственно, а в 2017-м — 12,9 миллиарда и 67%.
Особенно зависимы от переводов Киргизия и Таджикистан, т.к. слабые экономики этих стран создают мало рабочих мест, вынуждая сотни тысяч граждан искать работу за границей, часто в России, где они занимаются сезонным трудом, обычно в строительном секторе.
Масштабы этой зависимости становятся особенно очевидными, если сравнить объемы денежных переводов с валовым внутренним продуктом этих государств. Согласно данным Всемирного банка, переводы эквиваленты 31,3% ВВП Таджикистана и 32,9% — Киргизии. До последнего кризиса в России эта цифра была еще выше: в 2013 году Таджикистан получил сумму, равную почти половине ВВП страны.
Более того, на макроэкономическом уровне приток денежных переводов способен влиять на обменный курс в странах-получателях посредством явления, подобного «голландской болезни», повышая курсы местных валют и удорожая экспортируемые этими государствами товары. Исследования указывают на то, что денежные переводы обычно приводят к увеличению потребления домохозяйствами неторгуемых товаров и, в конечном итоге, ведут к удорожанию валюты. Как в Таджикистане, так и в Кыргызстане эффект «голландской болезни» усугубляется тем фактом, что в экспортной корзине этих стран преобладают такие товары, как золото и серебро.