Тереза Мэй сегодня прекратила свои злополучные трехлетние попытки вывести Британию из состава Евросоюза, объявив об уходе в отставку и проложив путь новому премьеру, который сможет вступить в должность в конце июля.
Стоя на ступеньках дома на Даунинг-стрит, Мэй в 10 часов утра заявила о том, что 7 июня после официального государственного визита президента Трампа она покинет пост лидера консерваторов.
Но она останется на Даунинг-стрит до тех пор, пока не будет избран новый лидер, и может даже попытаться продавить часть своей сделки по Брекситу. В своем очень эмоциональном заявлении Мэй отметила, что сделала «все возможное» для выхода Британии из ЕС. «Я глубоко сожалею, и всегда буду сожалеть о том, что мне не удалось осуществить Брексит», — сказала она.
Стоя рядом со своим мужем Филипом и ближайшими помощниками, Мэй добавила, что «новый премьер-министр должен возглавить эти усилия в интересах всей страны». Предостерегая сторонников Брексита из числа тори, она заявила, что ее преемнику придется «находить компромиссы там, где их не нашла я».
«Компромисс это не ругательство, — сказала Мэй. — От компромиссов зависит жизнь».
Завершая свое выступление об отставке, Мэй расчувствовалась и заявила, что для нее было «огромной честью» служить своей любимой стране.
Свое заявление Мэй сделала после встречи с председателем Комитета 1922 года Грэмом Брэдли (Graham Brady). Это комитет консервативных заднескамеечников в британском парламенте.
На посту премьера и лидера партии Мэй сменила Дэвида Кэмерона. Было это в июне 2016 года после референдума о выходе из ЕС, и новый премьер заявила, что «Брексит есть Брексит», хотя сама голосовала против выхода.
Но в ходе переговоров с Брюсселем она лишилась поддержки как убежденных сторонников Брексита, так и тех, кто ранее хотел остаться в ЕС.
В итоге заключенная Мэй компромиссная сделка не удовлетворила ни одну из сторон, и три раза была отвергнута в палате общин, из-за чего премьер оказалась в незавидном положении.
Ее союзники говорят, что она решила назначить дату ухода после того, как на этой неделе провалилась ее последняя попытка добиться утверждения сделки по Брекситу.
Министр иностранных дел Джереми Хант вчера призвал Мэй полностью отказаться от попыток принять этот закон. «Он предложил ей отозвать законопроект целиком, поскольку несправедливо просить коллег голосовать за него. Это пустая трата политического капитала», — сказал один источник. Хотя Хант не стал напрямую настаивать на ее отставке, его призыв равноценен уведомлению об увольнении.
Министр внутренних дел Саджид Джавид на отдельной встрече также сказал Мэй, что ее последняя попытка добиться межпартийной поддержки предложению о проведении второго референдума по Брекситу обречена на провал.
Мэй не сказала, согласна она с ним или нет. Позже ее пресс-секретарь заявил, что она «прислушивается к коллегам». Союзники Мэй сказали, что в их заявлениях нет никакой необходимости, так как она сегодня уже приняла решение объявить о своем уходе.
Результаты социологических опросов показывают, что среди 125 тысяч членов Консервативной партии несомненным фаворитом на пост партийного лидера является Борис Джонсон. Но ему надо еще дойти до финала, а Джонсон сталкивается с конкуренцией со стороны других сторонников Брексита, среди которых Доминик Рааб (Dominic Raab) и Андреа Лидсом (Andrea Leadsom).
Ожидается, что в гонке будут участвовать Хант и Джавид, а также министр здравоохранения Мэтью Хэнкок (Matthew Hancock).
Выступая сегодня утром, бывший министр финансов консерватор Кен Кларк (Ken Clarke) заявил: «Далеко не факт, что изберут сторонника Брексита».
«Европейская исследовательская группа, составляющая правое крыло моей партии, наконец-то достала эту женщину, — сказал Кларк. — Они пытались избавиться от нее несколько месяцев. Похоже, они вообразили, что теперь партия сплотится вокруг одного из них — того, кто в наибольшей степени напоминает Найджела Фараджа. Я не думаю, что это будет так».
Претендентов на пост лидера много, но эта толпа быстро поредеет, поскольку кандидаты будут отказываться от гонки или выбывать в ходе голосования, которое пройдет в несколько туров. В 11 регионах действует требование о проведении предвыборной кампании, а еще можно голосовать по почте, и после определения двух финалистов на это уйдет как минимум месяц.
Мэй останется премьер-министром, пока ей не выберут преемника. Поэтому она может продолжать свои попытки протолкнуть соглашение о Брексите до установленного ЕС крайнего срока 31 октября. Один из ее замыслов состоит в том, чтобы за оставшееся время добиться утверждения тех положений сделки, которые вызывают наименьшие возражения.
«Парламенту надо что-то сделать до конца июля, и любому избранному лидеру не помешало бы получить хотя бы часть закона, поскольку есть крайний срок 31 октября, — сказал источник, близкий к министру по выходу Великобритании из Европейского союза Стиву Барклаю (Steve Barclay). — О правах граждан и о периоде реализации можно договориться, так как это не вызывает особых возражений. Это позволит новому лидеру говорить с Брюсселем об остальных аспектах сделки».
Бывший заместитель Мэй Дэмиан Грин (Damian Green) сказал, что история будет к премьер-министру намного великодушнее и добрее, чего сегодняшние политики.
«В конечном итоге все премьер-министры берут на себя ответственность за происходящее в период их руководства. Но она стала премьером внезапно и неожиданно после мощного потрясения, вызванного референдумом по Брекситу, и как мне кажется, мы не можем отрицать, что Мэй оказалась в очень сложном положении, — заявил он. — И правда заключается в том, что состоявшиеся годом позже выборы, которые подорвали партийное большинство консерваторов, сделали это невозможным».
Далее Грин добавил: «Парламент не смог принять сделку по Брекситу, и это вызвало у политического класса нетерпение, граничащее с презрением. Такой враждебности на грани жестокости и насилия мы не видели очень и очень давно».