Читайте также по теме: Сомнительное дело «Хуавэй»
За минувшие сорок лет, в течение которых Китай реформировался и открывался миру, Китайская Народная Республика искренне приняла экономическую глобализацию — концепцию, привнесенную в нашу страну западными правительствами, экономистами и транснациональными корпорациями. Нам часто говорили все эти годы, что наша страна могла использовать свои сравнительные преимущества, прежде всего дешевую рабочую силу и огромный рынок, для того, чтобы стать частью глобальных технологических и сбытовых цепочек.
И в самом деле, Китай оказался одним из главных получателей выгоды от глобализации. Он стал одним из главных получателей прямых иностранных инвестиций, превратился во вторую по размеру экономику мира и в самую торгующую страну на свете.
Китай стал также одним из главных двигателей глобального экономического роста. По данным Всемирного Банка, на него приходятся 35% мирового экономического роста на период с 2017 по 2019 годы. Для сравнения: на США приходятся 18%, а на Евросоюз — всего 7,9% этого роста.
Китайская экономика стала взаимозависимой с другими глобальными экономиками — особенно с экономиками Японии, Южной Кореи, членов АСЕАН, ЕС и США. И все это прекрасно работало в рамках международного сотрудничества и глобальных сбытовых цепочек — до тех пор, пока администрация США в прошлом году не развязала торговый конфликт с Китаем и другими своими торговыми партнерами.
Что произошло? Сначала — повышение таможенного тарифа с 10 до 25% на китайские товары, чья общая стоимость составляет 200 миллиардов долларов. Это случилось две недели назад. Потом — правительственное распоряжение от Белого Дома на прошлой неделе об удалении фирмы «Хуавэй» с американского рынка. Эти решения нанесут новый удар по глобальным сбытовым цепочкам. Они вызовут потерю рабочих мест, закрытие компаний частного бизнеса и общее экономическое замедление. Причем, не только в Китае, но и в США, а также во множестве других стран, так как наши и их экономики крепко связаны друг с другом.
Между тем опубликованная в США в декабре 2017 года Стратегия национальной безопасности определяла Китай как «ревизионистскую державу». Но когда Стив Орлинс, президент Национального комитета по китайско-американским отношениям, задал вопрос целому президиуму американских экспертов по Китаю во вторник вечером: «Является ли Китай ревизионистской страной?» — ему ответили, что даже авторы этой стратегии не смогли бы толком объяснить, откуда у них взялась эта мысль.
Нет сомнения, однако, что растущий американский протекционизм, равно как и склонность США к односторонним действиям во внешней политике, уже превратили США в главного «ревизиониста» на нашей планете — то есть в державу, стремящуюся изменить сложившиеся нормы и правила игры в политике. Это касается и торговли, и борьбы с изменением климата. Впрочем, «ревизионизм» — это еще недостаточно сильный термин для того, чтобы описать действия США. Мартин Вольф, главный экономический комментатор в британской газете «Файненшл таймс», написал во вторник, что «США стали настоящей плутовской сверхдержавой — враждебной, помимо всего прочего, к фундаментальным нормам торговой системы, основанной на многосторонних соглашениях и обязывающих правилах».
Вольф выразил сожаление по поводу того, что не только Китай, но и союзники США стали «объектами для волны взаимного, двустороннего торгового давления» в результате действий администрации США. Здесь Вольф делает отсылку к прозвучавшей ранее угрозе Вашингтона наложить буквально «карающие» ввозные пошлины на автомобили из Европы во имя протекционистской защиты национальной безопасности США.
Анна Крюгер, американская исследовательница и бывший главный экономист Мирового банка, работавшая также первым замом директора МВФ, написала вышедшую 16 мая статью для международного либерального синдиката Project Syndicate. В ней госпожа Крюгер пишет, что, действуя «словно закомплексованный ребенок-забияка», Америка «все больше изолирует себя в глобальной экономике».
США много лет рекламировали себя как сторонника свободной мировой торговли, но ни одно из действий этой страны в течение последних двух лет не соответствовало этой саморекламе. А нынешний крестовый поход США против «Хуавэй» и других китайских высокотехнологичных компаний основан просто на спекуляциях.
Если мир не встанет весь как один против такого забияки, под угрозой окажется та самая глобальная экономика, которая всем нам так жизненно необходима. Не делая ни единого выстрела, торговые войны могут убивать и калечить не меньше людей, чем войны настоящие.
Автор — шеф европейского бюро газеты «Чайна дейли» в Брюсселе.