Секс в нашей культуре — самая обсуждаемая проблема. О нем мы чаще всего шутим и много раздумываем. Предполагается, что заниматься им умеет каждый взрослый, — но помимо азов нас никто ничему никогда не учил, а художественная литература чересчур застенчива. Сведений о сексуальном поведении у нас предостаточно — спасибо, «Пятьдесят оттенков серого»! — но знаниями, что именно происходит с нашим организмом во время секса и после него, мы похвастать не можем.
А ведь секс полезен для душевного и физического здоровья. Он снижает частоту сердечных сокращений и понижает артериальное давление. Укрепляет иммунную систему, защищает от инфекций, и снижает стресс. Заниматься сексом рекомендует даже Национальная служба здравоохранения Великобритании. У нее на сайте притаился малозаметный раздел, где сообщается, что «еженедельный секс предохраняет от болезней».
Доктор Лейла Фродшем (Leila Frodsham), акушер-гинеколог, считает, что лишние знания по этому предмету нам не повредят. Она даже поддерживает проект открыть в лондонском районе Камден музей влагалища,- в конце концов, есть же в Исландии музей члена. Она считает, что чем больше мы узнаем, тем здоровее и счастливее будем. И заодно сэкономим Национальной службе здравоохранения кучу денег.
«У кого трудности с сексом, то и других проблем, как правило, хватает», — считает Фродшем. Она хотела бы, чтобы люди больше внимания уделяли сексуальному здоровью для профилактики.
Секс как спортивная тренировка
Секс может быть хорошим упражнением, хотя это зависит от того, насколько энергичны вы в постели. В 2013 году открытый журнал Общественной научной библиотеки (Plos One) опубликовал исследование, надев молодым гетеросексуальным парам фитнес-браслеты. Выяснилось, что умеренно-темпераментный секс сжигает примерно 85 калорий — или 3,6 калорий в минуту. Негусто. Поэтому как советует Национальная служба здравоохранения: «Если у вас не 150 минут оргазма в неделю, лучше катайтесь на велосипеде, быстро ходите или танцуйте».
Рассказы о том, как у мужчин случаются сердечные приступы и они падают замертво, сильно преувеличены. Секс повышает частоту сердечных сокращений, — и в большинстве случаев это даже хорошо. В 1997 году исследование Британского медицинского журнала с участием 918 мужчин из Уэльса показало, что секс защищает мужское здоровье. Среди мужчин, которые, по собственному признанию, чаще испытывают оргазм, риск умереть в течение 10 лет после исследования вдвое ниже, чем у тех, у кого оргазм бывает редко. Отсюда правило буравчика таково: если вы в состоянии пройти два лестничных марша без боли в груди, занятия сексом вам ничем не грозят.
Польза от секса для здоровья заключается в гормоне любви — окситоцине. Его еще иногда называют «гормоном обнимашек», ведь он образуется даже, когда вы просто гладите собаку. Этот же гормон вызывает сокращения во время родов и содержится в вагинальных свечках, которые вызывают схватки. Есть он даже в сперме. Отнюдь не миф и то, что секс может помочь при запоздалых родах. Когда она работала акушеркой, вспоминает Фродшем, мужчины уходили из ее кабинета «с улыбкой от уха до уха», ведь она советовала для стимуляции родов заниматься сексом на четвереньках. Окситоцин вырабатывается не только от секса, но и от простых ласк. «Обычное прикосновение и то высвобождает окситоцин», — объясняет Фродшем. По ее словам, на либидо влияет и физическая активность: как только бросаешь — тут же теряешь.
Она считает, что низкое от природы либидо почти не встречается. «Но бывает так, что человек выпадает из сексуальной колеи, и желание как бы притупляется. Поэтому я иногда призываю пары планировать секс заранее. Многим кажется, что это противоестественно и натужно, но иногда приходится себя заставлять, а иначе не добьешься спонтанной близости».
Секс улучшает сон и помогает мозгу отключаться. «Когда занимаешься сексом, то естественно стремишься, чтобы мозг не переутомлялся», — объясняет она. Это связано с самосознанием. «Не думаю, что много таких, кто сильнее расслабляется от чего-то еще», — отмечает Фродшем.
Профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины Кей Уэллингс (Kaye Wellings) в снижении сексуальной активности британцев винит суетную жизнь. Как показало ее масштабное исследование, опубликованное недавно в Британском медицинском журнале, мы реже занимаемся сексом, чем десять и более лет назад. Половина женщин и две трети мужчин из 34 тысяч опрошенных признались, что заниматься сексом хотели бы чаще. Отчасти в этом повинен цифровой век, считает Уэллингс. «Нас буквально бомбардируют разными стимулами. Граница между общественной жизнью и личной истончается. Вы приходите с работы и продолжаете работать или идете за покупками — в общем, все, кроме старых добрых разговоров по душам. А через телефон особой близости не ощутишь».
Сексуальная реакция, шаг за шагом
Считается, что лучшее объяснение, что же происходит во время секса на самом деле, дали ученые Уильям Мастерс (William Masters) и Вирджиния Джонсон (Virginia Johnson), — хотя они начали работать аж в 1957 году, и часть их выводов современная наука отвергает.
В 1966 году в книге «Сексуальная реакция человека» они описали четырехэтапный цикл гетеросексуального секса. Во-первых, это этап стимуляции или возбуждения в ответ на поцелуи, ласки или просмотр эротических фильмов. В небольшом исследовании Роя Левина (Roy Levin) в 2006 году почти 82% женщин признались, что возбуждаются, когда трогают их соски. С ними согласились 52% мужчин.
У трех четвертей женщин при возбуждении наблюдается покраснение кожи, — розовые пятна появляются в районе груди и в других частях тела. Этот же феномен наблюдается у четверти мужчин, — начиная от живота и далее к шее, лицу и спине. На этой стадии у мужчин быстро образуется эрекция. Бывает, что она пропадает, но появляется снова.
Женские половые органы набухают. Клитор, малые половые губы и влагалище увеличиваются. Мышцы вокруг отверстия влагалища сжимаются, матка расширяется, и выделяется смазка. Грудь набухает, а соски твердеют.
После этого, считают Мастерс и Джонсон, наступает стадия плато. У женщин по сути все без изменений. У мужчин же сокращаются мышцы, контролирующие мочевой пузырь (чтобы моча не попала в сперму), и сжимаются мышцы у основания полового члена. Иногда выделяется предэякулят или предсеменная жидкость.
Третий этап — это оргазм. Мышцы таза сокращаются, и происходит эякуляция. Женщины также испытывают маточные и вагинальные сокращения. Ощущения от стимуляции клитора или проникновения при этом одинаковые.
Фродшем говорит, что от проникающего секса треть женщин, как правило, получает оргазм, треть — иногда, а еще треть — никогда. «Ничего похожего на точку Г я не встречала», — говорит она (немецкий гинеколог Эрнст Грэфенберг (Ernst Gräfenberg) в 1950-х годах предполагал наличие чувствительной точки или даже отдельного органа на передней стенке влагалища, позднее эта теория была опровергнута, — прим. перев.). При этом клитор в действительности намного больше, чем может показаться. «Клитор на самом деле окружает влагалище. Видимая выпуклость — это лишь 5% клитора».
При дополнительной стимуляции женщины могут снова быстро испытать оргазм, а мужчины — нет. Наконец, наступает стадия разрешения, когда все возвращается в норму. Мышцы расслабляются, и кровяное давление падает. Но, как объясняет Синтия Грэм (Cynthia Graham), профессор сексологии и репродуктивного здоровья Саутгемптонского университета, все процессы до сих пор не разгаданы, хотя вопрос изучается с ранних лабораторных исследований Мастерса и Джонсон.
Взять, к примеру, женский оргазм. «Женщины описывают множество различных ощущений. Некоторые сообщают об очаговых симптомах. Одни чувствуют покалывание в ногах, а другие даже теряют сознание».
Или вот эрекция. У здорового мужчины случается от трех до пяти эрекций за ночь, причем каждая продолжительностью около получаса. Та, с которой многие просыпаются, — лишь последняя по счету. Почему так происходит — неизвестно, но есть гипотеза о связи эрекции с фазой быстрого сна (сопровождающегося быстрым движением глазных яблок), когда мы видим сны. Но даже днем мы не всегда контролируем эрекцию своим сознанием. Обычно она возникает от сексуального возбуждения, но не всегда.
Есть предположение, что сексуальное влечение и либидо сильнее всего в молодости, а с возрастом исчезают совсем. Но есть немало свидетельств, что люди испытывают желание и даже занимаются сексом и в старости. Для женщин настоящим препятствием может стать менопауза. Потеря эстрогена приводит к сухости влагалища и вульвы. Фродшем отмечает, что гормональное лечение — от свечек с эстрогеном до кремов и гелей — безопасно и эффективно. Но помогает и регулярный секс, отмечает она. Это как тренировка мышц.
«Есть весьма убедительные доказательства, что чем больше у женщин в период менопаузы секса, тем лучше их самочувствие», — говорит Фродшем.
Однако оголтелую рекламу секса для всех возрастов ради здоровья она не одобряет. «Получается, что пожилых людей словно принуждают заниматься сексом, даже тех, кто не больно хочет. Сексом занимаются многие пожилые — но далеко не все. Никаких норм насчет сексуального желания нет».
При всем биологическом сходстве при рождении, сексуальные желания и предпочтения у всех разные — равно как и способы достичь удовлетворения. Фродшем считает, что чем больше мы в этом разбираемся, — тем лучше наше душевное и физическое здоровье. И все объяснения лучше начать пораньше, считает она.
«Во многих школах секс представляют как нечто, от чего случаются лишь венерические заболевания и беременности», — жалуется Фродшем. По ее мнению, так упускается важный момент: «Они не говорят о самой естественной причине, почему люди хотят заниматься сексом, — чтобы получить удовольствие».