На прошлой неделе Россия спустила на воду последний атомный ледокол из новой серии, намереваясь таким способом укрепить свои господствующие позиции на судоходных маршрутах Арктики. Если остальной мир считает климатические изменения чрезвычайной ситуацией, то Россия изо всех сил стремится воспользоваться ими. И похоже, что Соединенные Штаты существенно отстают от нее.
Ледокол «Урал», спущенный на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, стал третьим и пока последним судном проекта 22220. Еще два, «Арктику» и «Сибирь», спустили на воду в 2016 и 2017 годах. Эксплуатация «Арктики» должна начаться в этом году. Эти мощные суда, способные пробивать лед толщиной три метра и прокладывать морские пути, стали первыми атомными ледоколами, спроектированными в России после распада Советского Союза и полностью построенными в постсоветское время. Действующий сегодня атомный ледокольный флот устарел, так как большинство судов было построено в 1970-х и 1980х годах, и многие из них сегодня уже выведены из эксплуатации. Российское правительство намеревается заменить их на новые гигантские корабли, чтобы сделать Северный морской путь судоходным круглогодично, а не на несколько месяцев в году.
Северный морской путь проходит вдоль российского берега Северного Ледовитого океана от Баренцева моря на западе до Берингова пролива на востоке. Время доставки грузов из Азии в Европу по этому пути на 10-15 дней короче, чем через Суэцкий канал. Российское государство претендует на право регулировать весь маршрут, хотя он проходит не только по территориальным водам России, к которым относится зона на расстоянии не более 200 морских миль от берега.
Настойчивые заявления России о том, что на все арктические морские перевозки надо запрашивать разрешение у Москвы, давно уже вызывают раздражение в США. Россия между тем открывает новые и возрождает старые военные базы, расположенные вдоль ее арктического побережья. Она открыла 10 военных аэродромов, которые уже давно не использовались, а теперь строит 13 новых взлетно-посадочных полос. Сейчас эти базы покрывают почти всю береговую линию в российской Арктике, и при необходимости они готовы защитить либо нарушить судоходство по Северному морскому пути. Это классический случай соперничества великих держав — у кого больше техники и оружия? Но у США налицо «ледокольное отставание» от России.
Путин полагает, что люди в целом не в силах остановить изменения климата, и превращает адаптацию к таким переменам в долгую игру. Он признает, что частые засухи и наводнения, сопровождающие климатические изменения, могут нанести вред сельскому хозяйству России. Но он также видит благоприятные возможности, которые возникают в связи с потеплением. Среди них возрастающая пригодность Северного Ледовитого океана для судоходства.
По оценкам ВМС США, несмотря на постепенное таяние ледовой шапки, Арктика «большую часть года будет оставаться непроходимой для основной части коммерческих судов» как минимум до 2030 года. Причина этого в непредсказуемом движении морского льда. Кремль решил, что ждать так долго не стоит, и решил одновременно закрепить за собой Северный морской путь за счет строительства нового ледокольного флота (суда проекта 22220 строит государственная компания), а также проложить железные дороги в Арктику и построить торговые порты на берегу океана. В апреле представители российского правительства заявили на конференции, что по плану объем грузовых перевозок по Северному морскому пути должен увеличиться с 20,2 миллиона тонн в 2018 году до 92,6 миллиона тонн в 2024-м. Для сравнения: в 2017 году объем перевозимых грузов там был наполовину меньше, чем годом позже.
Пока рост обеспечивает в основном крупный терминал СПГ, построенный компанией «НОВАТЭК» на полуострове Ямал. Эта компания экспортирует по Северному морскому пути сжиженный природный газ в страны Азии, в основном в Китай. Но правительство России надеется, что со временем по морским путям Арктики в значительных объемах пойдут и другие сырьевые товары, такие как нефть и уголь.
Во всех этих амбициозных планах ставка сделана на то, что, когда благодаря изменениям климата Северный морской путь станет судоходным круглогодично, Россия будет полностью контролировать транзитные грузовые перевозки на этом маршруте. А может быть еще и станет активно использовать его для экспорта своих сырьевых товаров в Азию, существенно сокращая время в пути.
Это стратегическая ставка, и противостоять ей непросто любой стране, даже обладающей огромной военно-морской мощью Америке. Без прямой военной конфронтации это почти невозможно, потому что Россия намного всех опередила. Она не в состоянии конкурировать с крупными соперниками во всех областях. Например, стремясь опередить другие арктические государства, Россия лишилась преимуществ в космических пусках. Но, по мнению Путина, Северный морской путь — это более важный приоритет. А еще это то немногое, что Россия может предложить Китаю в рамках антиамериканского альянса, который Путин пытается создать с Си Цзиньпином.
Пока Кремль успевает утвердить власть России в Арктике до того, как из-за климатических изменений соперничество там превратится в кучу-малу. Имеющие доступ к Арктике западные страны, как европейские, так и североамериканские, действуют слишком медленно, и пожалуй не так цинично. Они боятся делать такие крупные ставки, как Путин.