Большинство американцев выбирают между двумя вариантами захоронения: погребение либо кремация. Но теперь у жителей штата Вашингтон легально появился еще один вариант: стать перегноем.
В среду губернатор Джей Инсли (Jay Inslee) подписал закон, разрешающий «надземное разложение», благодаря чему Вашингтон стал первым штатом в стране — и, как считают правоведы, первым на всем земном шаре, — где из человеческих останков разрешено делать компост.
«В том, что касается экологии и смерти, штат Вашингтон очень прогрессивен», — считает бизнесмен из Сиэттла Катрина Спейд (Katrina Spade). Ее компания предложила революционный метод превращения останков в компост и продвигала его на законодательном уровне. Эта идея пришла ей в голову, когда она аспиранткой архитектурного факультета писала диссертацию о городских кладбищах.
По новому закону штата Вашингтон, который вступит в силу в мае 2020 года, человеческие тела можно будет хоронить в контейнере с органическими материалами, — например опилками и соломой, — чтобы ускорить естественный переход человеческих останков в перегной. Аналогичным образом фермеры делают компост из туш скота.
В виде эксперимента Вашингтонский государственный университет поместил шесть завещанных науке тел во вращающийся контейнер. Останки обложили органическими материалами (в том числе побегами люцерны) и держали в нагретом и богатом микробами помещении. По словам ученых, тела разложились примерно через четыре недели, при этом получилось порядка кубического ярда (менее 0,8 кубометра) перегноя с одного трупа.
По словам 41-летней госпожи Спейд, ее компания обязуется превратить тела в компост и вернуть полученный перегной родственникам. Его можно будет разбросать по саду как удобрение — или как золу после кремации. Обойдется это примерно в 5 тысяч долларов — дешевле, чем сложная церемония похорон, но дороже, чем самая простая кремация.
«Я считаю, что это прекрасно, когда есть альтернатива: у людей появился еще один вариант, честный и элегантный», — считает Карла Ротштейн (Karla Rothstein), архитектор и глава «Дефлаб» (DeathLab), исследовательской группы архитекторов, ученых и теологов Колумбийского университета, которая изучает проблему нехватки мест на городских кладбищах.
«Отрадно, что Вашингтон открылся прогрессивным идеям и идет в ногу с запросами публики», — считает госпожа Ротштейн.
Против законопроекта выступила Католическая церковь. Она считает, что компостирование тел противоречит церковной доктрине. «Такое уничтожение человеческих останков недостаточно уважительно по отношению к усопшим», — написал в письме в законодательный комитет исполнительный директор Католического собрания штата Вашингтон Джозеф Спрэг (Joseph Sprague).
Как альтернатива преданию земле компостирование известно давно, однако в США почти не практикуется. Тем не менее, Вашингтон кажется подходящим местом для возвращения этой практики: этот штат на первом месте в стране по популярности кремации. А так называемых «зеленых» кладбищ, — где хоронят без бальзамирования, гробов и надгробий, а кладбищенские участки не благоустраивают, — больше лишь в Калифорнии и Нью-Йорке.
Господин Инсли, кандидат в президенты от Демократической партии, в своей кампании сосредоточился на вопросах экологии.
Сторонники компостирования уверяют, что этот метод привлекателен по экологическим и финансовым соображениям. В отличии от кремации, компостирование обходится без гробов, химикатов и ископаемого топлива. К тому же, как свидетельствует ряд исследований, на кремацию одного тела уходит столько же энергии, сколько средний американец тратит за целый месяц.
Наконец, нет необходимости приобретать дорогостоящий кладбищенский участок. К тому же некоторые религии одобряют возвращение «земли в землю» за ее простоту.
Госпожа Спейд объяснила, что ее компания «Рекомпоуз» (Recompose) ищет складские помещения в Сиэтле и планирует к концу 2020 года подготовить 20-25 стальных ящиков для компостирования человеческих останков.
Закон также даст зеленый свет щелочному гидролизу (иногда его называют «жидкой кремацией»), при котором человеческие останки растворяются под действием тепла, давления, воды и химикатов. Этот процесс разрешен еще в 19 штатах.