Чем чаще звучит стереотип о русских богачах, подтверждением которому послужил недавно снятый на Ибице видеоролик с участием бывшего вице-канцлера Австрии Хайнца-Кристиана Штрахе, тем скорее забывается тот факт, что у населения России дела, на самом деле, обстоят совсем иначе. С тех пор, как в марте 2014 года был аннексирован Крым, а вскоре после этого упали цены на нефть, материальное положение обычных граждан России постоянно ухудшается. Текущая статистика говорит о том, что на настоящий момент достигнут уровень, сравнимый с худшими временами постсоветской истории.
По данным государственного управления статистики Росстат за четвертый квартал 2018 года, почти половине граждан страны (48,2%) денег хватает только на еду и одежду, но недостает на товары длительного пользования, такие как автомобиль или предметы мебели. Из-за этого людям все чаще приходится пользоваться накопленными средствами. Им едва ли удается приумножить свои сбережения. На черный день откладывают всего 3,7% финансовых доходов, сообщает Росстат. Хуже дела обстояли только в 1998 году, когда пресловутый обвал рубля привел к тому, что россияне могли отложить лишь 2,5% своих доходов. Кроме того, по результатам апрельского опроса исследовательской организации Левада-центр, две трети российских семей на сегодняшний день вообще не имеют никаких сбережений. Серьезнее всего со времен Крымского кризиса пострадал российский средний класс.
Рост экономики в целом также замедляется. Управление статистики оценило рост ВВП в 2018 году в 2,3%, что является относительно высоким показателем, однако отчасти он объясняется осуществлением единичных проектов, таких как Чемпионат мира по футболу или строительство гигантского Крымского моста. После этого в первом квартале 2019 года Россия сбавила темп: с января по март экономика страны выросла всего на 0,5%. Основная причина состоит в том, что повышение НДС в начале года с целью укрепления бюджета привело к слабому потребительскому спросу, пояснили в Министерстве экономики.
Государство остро нуждается в повышении НДС. Оно и без того в последнее время испытывает финансовые трудности. В Кремле нынешняя ситуация «вызывает обеспокоенность», заявил на прошлой неделе пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. С 2014 года снижается величина реальных доходов. По сравнению с 2013 годом на данный момент у россиян на 8,3% меньше денег в кармане, установил Росстат, причем ведомство изменило метод проведения расчетов. Если использовать старый метод, то разница окажется еще существеннее — 10,9%. По всем прогнозам, негативная тенденция в этом году сохранится.
Зампред Центробанка, в первую очередь, говорил о ничем не обеспеченных кредитах. На самом деле, динамика роста такого кредитования критична — в среднем за последние годы, а также за первый квартал 2019 года, кредиты выросли на 24,3%. Центробанк провел сравнение с 2007 и 2013 годами, когда лопнул кредитный «пузырь». Аналитик инвестиционного банка ВТБ Капитал Михаил Шлемов и сейчас видит предпосылки к перегреву в сфере потребительского кредитования. Еще на прошлой неделе Центробанк сообщил о том, что только один из четырех основных рисков для российской финансовой системы находится внутри страны — это снижение реальных располагаемых доходов при одновременном увеличении долговой нагрузки.
Однако банки до сих пор закрывают на это глаза и намерены продолжать извлекать выгоду из высокого спроса на кредитование. По словам одного банкира, 2014 год как будто забыли. Тогда конъюнктурный спад после предшествующего ему кредитного бума привел к настоящему банковскому кризису, в результате которого многие финансовые учреждения либо обанкротились, либо не получали прибыль в течение нескольких лет. В тот период не было погашено более четверти долга по крупнейшим кредитам.
Для того, чтобы это в скором времени не повторилось, Центральный банк России установил более высокие размеры резервов по необеспеченным кредитам. Пока данные меры не повлияли на годовую статистику, хотя месячные показатели снижаются, отметил первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин. Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах считает, что ЦБ справится с данной ситуацией, если не случится никакой макроэкономической катастрофы. В конце концов, риски потребительского кредитования хорошо известны.