На этой неделе российские СМИ сообщили, что уровень доверия президенту Владимиру Путину упал до самого низкого уровня за 13 лет. Или нет? В своем ежемесячном опросе прокремлевская организация ВЦИОМ давно спрашивает у россиян: «Кому из политиков вы доверяете, а кому не доверили бы решение важных государственных вопросов?» В мае только 31% респондентов назвали Путина политиком, которому они доверяют, что является самым низким показателем с 2006 года.
Кремль, неприятно удивленный результатами, попросил социологов проанализировать причины. В ответ ВЦИОМ провел новый опрос и задал респондентам прямой вопрос: «Скажите, пожалуйста, вы доверяете или не доверяете Владимиру Путину?» 72% респондентов ответили, что доверяют.
Как следует понимать эти два результата? Безусловно, у нас должны вызывать беспокойство уступчивая организация, изучающая общественное мнение, которая подчиняется воле Кремля, политические мотивы в изменении формулировки вопроса и недоумение общественности по поводу результатов. Кремль живо интересуется общественным мнением по отношению к Путину. И учитывая разницу в ответах на эти вопросы, мы должны задаться вопросом об эффективности опросов общественного мнения в России.
Снижение уровня доверия
Организации, занимающиеся исследованием общественного мнения, знают, что разные формулировки одинаковых вопросов часто позволяют получить разные ответы. На самом деле небольшие изменения в формулировке вопроса и вариантов ответа может оказать существенное влияние. Ценность первого вопроса заключается в том, что он задавался неоднократно в течение длительного времени, что позволяло определить тенденцию. Отвечая на тот же вопрос в мае 2018 года, 48% респондентов назвали Путина политиком, которому они доверяют. Падение с этого показателя до 31% является значительным. Когда мы сравниваем ответы на один и тот же вопрос с течением времени, мы обычно получаем больше, чем когда пытаемся интерпретировать ответы на несколько отличающиеся вопросы.
Во-вторых, обе формулировки вопросов о доверии позволяют получить полезную информацию, но в каждом случае респонденты должны выполнять разные действия. Более прямой вопрос, как правило, позволяет получить более высокие показатели, чем просьба к респондентам отметить пункты в списке без подготовки.
На прямые вопросы респондентам приходится отвечать. А вопросы со списками политиков без каких-либо подсказок позволяют респонденту избежать прямого ответа на вопрос. ВЦИОМ, похоже, выбрал прямой вопрос о доверии к Путину в надежде показать более высокий уровень доверия к президенту.
Прямая формулировка, при которой респондентов спрашивают о том, доверяют ли они Путину, похожа на вопрос об одобрении президента, который обычно задают в России: «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность президента России?» Есть убедительные данные (хотя и немного устаревшие), согласно которым русские, отвечая на вопрос, одобряют ли они деятельность Путина на посту президента, говорят правду. ВЦИОМ сообщает, что в мае работу Путина на посту президента положительно оценили 65% респондентов, как и те 72% респондентов, которые на прямой вопрос о том, доверяют ли они Путину, ответили утвердительно. И этот показатель похож на результаты, полученные более независимым «Левада-центром», согласно которым в мае деятельность Путина на посту президента одобрили 66% россиян.
Снижение рейтинга доверия к Путину, зафиксированние ВЦИОМ с использованием закрытого вопроса (и предложенного списка политиков), отражает и падение рейтинга одобрения президента за последние 12 месяцев, которое зафиксировали обе организации.
В-третьих, более тщательный анализ данных показывает соотношение противоположных показателей в зависимости от формулировки вопроса о доверии к Кремлю. Ответы на вопрос ВЦИОМ с предложенным списком политиков показывают, что Путина как политика, которому они доверяют, отметили чуть менее трети респондентов, а Путина как политика, которому они не доверяют, отметили только 7% респондентов. Ответы на прямой вопрос о доверии показывают, что Путину доверяют 72% россиян, но также и то, что Путину не доверяют 24% россиян. Ответы на прямой вопрос о доверии показывают не только более высокий уровень доверия к Путину, но и более высокий уровень недоверия к нему.
Не доверяют никому
И, наконец, самым тревожным для властей является, наверное, то, насколько низок уровень доверия респондентов к российским политикам. Когда респондентов попросили перечислить политиков, которым они доверяют, на втором и третьем местах оказались министр обороны Сергей Шойгу (15%) и министр иностранных дел Сергей Лавров (13%). Премьер-министра Дмитрия Медведева назвали политиком, которому они доверяют, всего 8% респондентов. А на прямой вопрос 58% респондентов заявили, что не доверяют Медведеву. Возможно, респондентам удобнее признаться в недоверии к Медведеву, чем к Путину, но общая картина для Кремля не очень благоприятная.
Интерпретировать все это следует с осторожностью
Опрос общественного мнения в России (и в других странах) сопряжен с проблемами, но он может многое рассказать о политике, если тщательно интерпретировать его результаты. И учитывая готовность ВЦИОМ подчиняться давлению Кремля, необходимо будет проявлять еще большую осторожность в будущем. Более того, со временем могут возникнуть факторы, негативно влияющие на качество опросов общественного мнения в России. Это будет большой потерей. Опросы общественного мнения в России проводились гораздо лучше, чем в большинстве государств с автократическим режимом. По иронии судьбы, это было бы потерей и для Кремля — ведь автократам тоже нужна точная информация о настроениях в обществе.
Но, исходя из данных опроса, кажется обоснованным вывод о том, что доверие к Путину упало — хоть и с высокого уровня — а степень доверия другим политикам очень низка. Это важно знать при оценке перспектив политических перемен в России.