На заседании Трехсторонней контактной группы на переговорах в Минске 5 июня стороны договорились о подготовке нового соглашения о прекращении огня на Донбассе. Об этом заявил постоянный представитель России в переговорах Борис Грызлов. Его слова подтвердил представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма, передает «Интерфакс-Украина».
Второй президент Украины отметил, что предложения по обеспечению установления перемирия в зоне проведения Операции Объединенных сил должны разработать до 19 июня. «До 19 числа группа должна разработать такие предложения. Мы должны 19-го их утвердить», — сказал Кучма.
В свою очередь Грызлов заявил, что «новое соглашение должно в обязательном порядке предусматривать дополнительные реально действенные меры контроля за соблюдением перемирия». Представитель РФ добавил, что экономической подгруппе поручили обсудить вопросы восстановления экономических связей в случае принятия Киевом решение о снятии экономической блокады временно оккупированных районов Донбасса.
Кроме того, во время переговоров была достигнута договоренность о разведении сил и средств возле Станицы Луганской с 10 июня. «Я убежден, что этот вопрос будет обязательно решен с 10-го числа. Можно сказать, мы объявили там режим тишины, то есть семь дней не должно там работать оружие. Подождем — увидим», — цитирует Кучму «Интерфакс-Украина».
Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик по окончании заседания ТКГ выразил надежду на то, что разведение сил у Станицы Луганской могло бы продемонстрировать реальный прогресс в урегулировании конфликта на Донбассе. «Стороны высказали намерение 10 июня начать разведение сил и средств на согласованном участке у Станицы Луганской. Это было бы настоящим прогрессом», — сказал Сайдик журналистам в Минске.
Глава украинской делегации на переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске Леонид Кучма заверил, что новые договоренности о «режиме тишины» на Донбассе должны содержать норму «не стрелять в ответ». Такое требование прозвучало во время заседания в Минске 5 июня, сообщает пресс-служба администрации президента. Отмечается, что ТКГ обсуждала проблемы безопасности. Одной из договоренностей стало указание не только времени начала «режима тишины», но и механизма его внедрения. «Это принципиально. Поскольку ни одна сторона не хотела ставить себя в неловкое положение, чтобы потом отвечать за это. А сегодня мы перед всем миром должны показать, что хотим этого «режима тишины». Должно быть записано, чтобы не стрелять в ответ, а также введен запрет на обстрел гражданских объектов — школ, детских садов», — сказано в заявлении.
Между тем, пятый президент Украины Петр Порошенко раскритиковал главу государства Владимира Зеленского из-за заявления в Трехсторонней контактной группе по Донбассу о готовности Украины в одностороннем порядке отменить экономические ограничения против ОРДЛО. Своим мнением он поделился в Фейсбуке. Отметим, что подобная инициатива прозвучала в рамках заседания ТКГ в Минске. Порошенко напомнил, что 25 марта 2017 года решением СНБО было приостановлено экономические связи с оккупированными территориями как реакция на захват украинских государственных и частных предприятий, введение рублевой зоны и российской налоговой системы.
«Что же изменилось с тех пор? Со стороны оккупанта — ничего. Получается, украинская сторона становится на колени, о чем уже говорил Зеленский? Мы никогда не возражали против восстановления экономических связей, но в строгом соответствии с национальными интересами Украины, при условии выполнения упомянутого решения СНБО, прежде всего, установление устойчивого и длительного режима прекращения огня, возвращение захваченных государственных и частных предприятий их украинским владельцам», — подчеркнул Порошенко.
Он потребовал от Зеленского публично ответить, на каком основании тот дал такие директивы делегации Украины. «Реализация российского сценария на Донбассе — это предательство национальных интересов нашего государства и памяти о тысячах украинских патриотов, погибших за свободу, суверенитет и территориальную целостность Украины!» — возмутился Порошенко. — Что дальше? Репарации из бюджета Украины в пользу агрессора? Автономия с правом вето на суверенные решения государства, на курс в ЕС и НАТО? Не позволим реализовать российский сценарий урегулирования ситуации на Донбассе!».