Интервью с Янушем Ковальским (Janusz Kowalski) — бывшим заместителем председателя Польского нефтегазового концерна (PGNiG) и членом Группы по вопросам энергетической безопасности в канцелярии президента Леха Качиньского (Lech Kaczyński).
Biznes Alert: Насколько серьезным оказался кризис, вызванный поставками загрязненной нефти из России?
Януш Ковальский: Он был очень серьезным. Все те, кто разбирается, как работает отрасль и какое влияние ее функционирование оказывает на экономику, понимали, что на самом деле означает блокирование трубопроводов из-за попадания туда загрязненного сырья. К счастью, Польша успешно выдержала это испытание. Нам удалось спокойно провести переговоры, время нас не поджимало, поскольку ранее мы в течение нескольких лет последовательно проводили политику, нацеленную на повышение уровня энергетической безопасности. Следует напомнить, что одновременно в СМИ разворачивалась кампания против Польши. Российский вице-премьер Дмитрий Козак подчеркивал, что проблемы у россиян возникли только с поляками, поскольку они не хотели соглашаться на российские предложения и требовали прежде всего обсудить компенсации, гарантии на будущее и скидки на сырье. Но ведь выдвигать условия можно только в том случае, если у вас есть независимость. Мы ею обладали, хотя, конечно, руководству обоих концернов это стоило вложения огромного труда и наверняка душевных сил. Такая ситуация может повториться, но мы будем к ней готовы.
— Как кризис отразился на энергетической безопасности Польши?
— Никто не питает иллюзий: если мы сами не позаботимся о своей безопасности, мы будем зависеть от милости других, поэтому необходима диверсификация источников поставки сырья. Если у кого-то еще оставались в этом сомнения, то после урока, который преподали нам россияне, они должны развеяться. Польские компании уже начали заниматься диверсификацией. Возросла роль нефтяного терминала как альтернативного канала поставок, хотя, конечно, нет речи о том, что он сможет полностью заменить нефтепровод «Дружба». Польское предприятие по эксплуатации нефтепроводов (PERN) увеличивает мощности хранения с 600 тысяч кубометров до 4,1 миллионов кубометров — в Гданьске, на нефтяном терминале и на базе компании, появятся семь новых резервуаров. Польша должна принять меры предосторожности, и, к счастью, в нашей стране это осознают. Такую задачу поставил представитель правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский (Piotr Naimski), и ее последовательно реализует PERN.
— Как инцидент с загрязненной нефтью отразился на репутации России?
— История с нефтью заставила всерьез усомниться в том, может ли она выступать надежным бизнес-партнером. В первые дни кризиса Россия старалась избежать ответственности, преуменьшить серьезность проблемы, и мы увидели, что она продолжает выступать с позиции силы. Причины инцидента показывают, что россияне не в полной мере контролируют ситуацию в своем добывающем секторе, и за это им придется дорого заплатить. Надежность России подвергла сомнению не только Польша, но и западные концерны, которые покупают российскую нефть. Приезд в нашу страну делегации россиян стал переломным моментом, но репутация формируется годами, а погубить ее можно в один момент.