Президент России Владимир Путин рассказал журналистам, бравшим у него интервью, что носит православный крест, подаренный ему матерью. В своем ежегодном послании Федеральному собранию в 2014 году Путин заявил, что «христианство явилось мощной духовной объединяющей силой» в формировании «русской нации и централизованного Российского государства». И добавил: «И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом».
Но в сегодняшней России все эти обязательства, гарантии и почитание, судя по всему, теряют свою силу, когда дело доходит до «Свидетелей Иеговы» (организация признана экстремистской и запрещена в России — прим. ред.). В апреле 2017 года Верховный Суд России постановил, что организация «Свидетели Иеговы»* должна быть признана экстремистской. С тех пор «Свидетелей Иеговы»* преследуют по закону как преступников, хотя они всего лишь придерживаются своей веры. Даже Путин выразил недоумение, заявив в декабре прошлого года, что «„Свидетели Иеговы" — тоже христиане». «За что их преследовать, я… не очень понимаю. Поэтому надо просто проанализировать, надо это сделать», — сказал он.
Ничего «проанализировано» не было, и преследования продолжаются. Последним примером является принятое в мае решение суда, оставившего в силе приговор о наказании в виде лишения свободы сроком на шесть лет, вынесенный Деннису Кристенсену (Dennis Christensen) в феврале в городе Орле, расположенном к югу от Москвы. Российские спецслужбы прослушивали его телефон и установили за ним наблюдение. Он был задержан в мае 2017 года после рейда полиции, проведенного во время собрания иеговистов. Сейчас в России судебному преследованию за свою веру подвергаются в общей сложности 207 свидетелей Иеговы, и задержания — в том числе аресты, проведенные в последние дни в Махачкале и Севастополе, — продолжаются. Свидетели Иеговы отказываются от военной службы, не принимают участия в голосовании и считают бога единственным истинным лидером. Ни насильственных, ни экстремистских или преступных действий свидетели Иеговы не совершают.
Перед тем, как суд отклонил апелляцию Денниса Кристенсена, тот заявил в своем последнем слове: «То, что совершается против меня и других свидетелей здесь в России — ложные обвинения в экстремизме, допросы, задержания, обыски, конфискации… угрозы, а сейчас уже и пытки». И добавил: «У меня чистая совесть, я не сделал ничего плохого, никаких российских законов России я не нарушил, и мне нечего стыдиться».
Как Владимир Путин увязывает свое прошлогоднее заявление с реальностью, когда его спецслужбы продолжают сажать людей в тюрьму за веру? России пора освободить верующих из тюрьмы.