С громким хлопком судно, с которым Россия связывает свои надежды в Арктике, сходит со стапеля. Незадолго до этого рабочие под звуки оркестра сварочным аппаратом разрезали перемычки, соединяющие корабль со стапелями, и атомный ледокол «Урал» весом в 19 тысяч тонн с шумным шипением соскользнул в воды Невы. Тысячи петербуржцев, пришедших на церемонию спуска на воду на территории верфи «Балтийского завода», захлопали в ладоши и подняли смартфоны над головами, чтобы сфотографировать событие.
Россия демонстрирует претензии на лидерство
Государственная судостроительная корпорация ОСК и государственный атомный концерн Росатом в качестве заказчика превратили спуск на воду нового российского атомного ледокола в публичное шоу и продемонстрировали, как они горды этим достижением. Ведь приводимый в движение атомным реактором «Урал» длиной 173 и высотой 53 метра уникален не только благодаря своим размерам. С помощью этого и других ледоколов данной серии Россия хочет закрепить свое лидерство в Арктике. Православные священники торжественно освятили новый корабль, а петербургский губернатор и даже руководительница российского Центрального банка выступили с речами.
Без русских дело не пойдет
«Наши соседи по Арктике почему-то искренне убеждены, что могут обойтись без России», — сказал на церемонии спуска на воду председатель судостроительной корпорации ОСК Алексей Рахманов. «Несмотря на это, наши судостроители должны показать, что Россия была и есть держава номер один в Арктике», — завершил свою мысль менеджер. Корабль, уже оснащенный реактором, состоит, по сведениям производителя, на 95 % из деталей российского производства. Этим гордится не только судостроительная отрасль. И на высшем государственном уровне данным проектам уделяется первостепенное внимание. «Серийное производство ледоколов — ключ к успешному освоению арктической зоны», — заявил Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации президента Российской федерации, органа, ставшего краеугольным камнем российской системы власти.
Путь сокращается на две недели
Значение Северного морского пути состоит не только в том, что этот маршрут дает судам возможность сократить время нахождения в пути из Европы в Азию почти на две недели. Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что видит большое будущее в этом преимущественно Россией контролируемом морском маршруте. Арктика имеет большое значение и для российского энергетического сектора как месторождение богатых сырьевых ресурсов. Только в прошлом году газодобывающий концерн «Новатек» вместе с французским концерном «Тоталь» (Total) и инвесторами из Китая ввели в строй огромный проект «Ямал СПГ». Согласно данным «Новатека», проект обошелся в 27 миллиардов долларов.
Произведенный там сжиженный газ должны будут перевозить специальные танкеры по покрытым льдом полярным морям. 20 миллиардов долларов собирается вложить «Новатек» в еще один газовый проект в Арктике. Только в прошлом году объем перевозимых по Северному морскому пути грузов удвоился и достиг уровня в 20,2 миллиона тонн, а к 2024 году грузооборот должен увеличиться в 4,5 раза до 92,6 миллионов тонн в год.
Россия надеется с помощью Северного морского пути не только увеличить свои транзитные доходы и получить новые возможности для транспортировки своего сырья, но и играть более заметную роль как партнер в глобальной торговле. Когда новый маршрут будет полностью освоен, значительная часть торговли между Европой и Китаем сможет осуществляться через российские территориальные воды. В апреле Владимир Путин предложил в Пекине соединить Северный морской путь с китайским инфраструктурным проектом «Шелковый путь». «Таким образом мы создадим конкурентоспособный маршрут, соединяющий Восточную и Юго-восточную Азию с Европой», — сказал российский президент. При этом Россия надеется применять советское ноу-хау в строительстве и использовании атомных ледоколов. Благодаря советской технике Россия до сих пор остается единственной страной в мире, обладающей гражданским атомным флотом.
Необходима модернизация
Но этот флот нуждается в коренной модернизации. Из десяти имеющихся атомных ледоколов сегодня эксплуатируются только пять. До 2022 года большинство старых ледоколов должно быть выведено из оборота. «Урал» призван прийти на помощь к еще работающим судам. Всего с 2016 года со стапеля сошло три ледокола того же класса. Первый из них, названный «Арктика», должен быть сдан в эксплуатацию еще в этом году. В конце прошлого года атомный концерн Росатом, строящий и обслуживающий атомные электростанции, законодательно объявлен эксплуатантом Северного морского пути.
В настоящее время концерн планирует строительства еще двух ледоколов той же серии. Стоимость заказа составляет приблизительно 700 миллионов евро за одно судно. Но Росатом строит планы в еще больших масштабах: с 2020 года концерн собирается строить ледоколы нового поколения класса «Лидер». Эти новые суда, по данным Росатома, будут стоить по 1,7 миллиарда евро за штуку. В общей сложности Россия собирается, как пообещал Владимир Путин, до 2035 года построить тринадцать новых ледоколов с ядерными двигателями.