Заявления о государственном перевороте. Заблокированы здания ключевых министерств. И вместе тем — игнорирование решения конституционного суда и срочное заседание парламента в обесточенном зале, где депутаты избрали спикера и премьера, назначили министров, начали увольнять руководителей других ведомств. Это — события, сопровождавшиеся объединением двух идеологических противников, которые до сих пор отказывались подавать друг другу руку. В Молдавии создали коалицию проевропейского правого блока АКУМ и откровенно пророссийской левой соцпартии, которая, похоже, напрямую финансируется из РФ. А еще парламент отдельным решением объявил Молдавию «захваченным государством».
Эта история далека до завершения. Для бывших лидеров Молдавии сохранение власти является вопросом физического выживания, поэтому отдавать ее мирно никто не планирует. В Кишиневе уже звучит знакомый нам термин «титушки», и как далеко зайдет конфликт, не знает никто… Мы подготовили ответы на главные вопросы о событиях у соседей и их значение для Украины.
Захваченная Молдавия
Палатки, которыми окружены здание полиции, прокуратуры и другие важные ведомства. Волна компромата, заполонившая за один день молдавский эфир. Звучат заявления (бывших?) руководителей правительства и государства о том, что они остаются легитимными, и встречные заявления новоизбранного правительства о том, что его противники пытаются узурпировать власть. Весь день появляются решения конституционного суда (!), которые нарушают все возможные процедуры, напрочь противоречат логике и выносятся в пользу старой власти и неформального «хозяина государства».
Это — лишь часть новостей, приходивших из Кишинева в субботу, из которых очевидно, насколько напряженной и при этом неоднозначной является ситуация. Все сводится к тому, что в Молдавии происходит попытка переворота. И каждая из двух сторон обвиняет в этом своих соперников. Стороны зашли слишком далеко, чтобы предположить, что одна сможет уступить другой. Пока что «переворот» проходит мирно, но это может измениться.
Дело в том, что для «бывших» на кону стоит не просто сохранение ими власти, но их физическая свобода — лидеры новой власти не скрывают, что хотят посадить в тюрьму своих оппонентов. Да и те, похоже, имеют взаимные планы, хоть и не говорят об этом вслух. Наконец, судебное преследование и заключение политических конкурентов не является для современной Молдавии чем-то совершенно неожиданным, тем более, когда речь идет о личных противниках «хозяина Молдавии» Влада Плахотнюка. О том, как работает в Молдове система выборочного правосудия — отдельная печальная история, и ниже мы о ней вспомним.
Но вначале стоит напомнить, кто же такой этот Плахотнюк, имя которого звучит так часто и исключительно негативно (если вы разбираетесь в ситуации в Молдавии — можете переходить к следующему разделу). Плахотнюк — олигарх и лидер Демократической партии Молдавии (ДПМ). Именно через него Молдавию часто называют «захваченным государством». До недавнего выдвиженцы ДПМ возглавляли правительство, парламент, все без исключения центральные органы власти. Особо важными органами, в частности силовиками, руководили личные ставленники Плахотнюка. Вся судебная система, включая верховный и конституционный суды также находилась под его личным контролем, о чем открыто говорили даже западные дипломаты.
Но для сохранения абсолютной власти Плахотнюку нужно было сформировать большинство в новом парламенте, а с этим возникла проблема. Даже несмотря на изменение избирательной системы из партийной на смешанную, он получил лишь 30 мандатов; а с сателлитами — 40. Это меньше чем 51 место, необходимое для формирования большинства. Формальным победителем (35 мандатов) стала Соцпартия, не скрывающая сантиментов в адрес России. Ее фактическим лидером является печально известный Игорь Додон, которого наш МИД считает нерукопожатным. На третьем месте (26) — проевропейский правый блок АКУМ. Итак, чтобы сформировать большинство и правительство, должны были объединиться две партии. Любые. В субботу о таком объединении неожиданно договорились партии-антиподы: социалисты и АКУМ. Они избрали спикера, создали правительство — но взять власть оказалось непросто.
Коротко о главном — в вопросах и ответах
Изменилась ли власть в Молдавии?
И да, и нет. Фактически, здесь установилось двоевластие. Есть старое правительство во главе с и.о. премьера Павлом Филипом, считающим себя легитимным, и есть новое, которое возглавляет представитель АКУМ, реформатор Майя Санду. Новый кабмин уже принес присягу, но работать не начал. И совершенно непонятно, когда начнет — ведь полиция, подконтрольная старой власти просто не пустит в здание правительства премьера и новых министров. Формально новым руководителем МВД стал соратник Санду, еще один лидер АКУМ Андрей Нестасе, но он так же не может начать работать. Вход в здание МВД в субботу вечером заблокировали палатками, возле которых дежурят ребята спортивного телосложения, которые называют себя «митингующими».
Как можно не допускать новое правительство к работе? Это же переворот!
Именно так считает парламентское большинство, которое обвинило предшественников в узурпации власти. Но Плахотнюк выдвинул встречные обвинения — в субботу он лично заявил, что переворот пытается совершить новая власть. Нет сомнений, что такой же мысли будут придерживаться правоохранители, а если дело дойдет до суда при старой власти — то и суд это подтвердит. Формально ДПМ имеет основания для таких обвинений. Дело в том, что в субботу утром неожиданно появилось заявление конституционного суда Молдавии о том, что минувшей ночью парламент утратил полномочия через свою неспособность создать коалицию, и потому должен быть немедленно распущен. Парламентарии это заявление проигнорировали и начали внеочередное заседание, на котором, собственно, создали и коалицию, и правительство.
Так может, парламентарии действительно являются мятежниками? Ведь решение суда нельзя игнорировать.
Новое большинство говорит, что суд является частью узурпации власти и потерял легитимность. Звучит не по-европейски, но… требования КС действительно предельно абсурдны! То, что парламент движется к роспуску, не является большой новостью. Более того, этот вариант до недавнего времени считали наиболее реальным. Конституция Молдавии говорит, дословно, что «президент получает право распустить парламент в случае невозможности формирования правительства в течение трех месяцев». Отсчет времени начался 9 марта, когда ЦИК объявила окончательные результаты парламентских выборов, а, следовательно, последней датой формирования правительства должно быть 9 июня, и это никто не ставил под сомнение. Однако, в субботу утром, как только соцпартия и АКУМ договорились о коалиции, суд заявил, что до сих пор все подсчеты были неправильными. По мнению КС, слово «три месяца» в конституции применялось фигурально, а на самом деле надо считать 90 дней — и это означает, что в пятницу истек срок. А четкую фразу о том, что президент «имеет право» распустить парламент, суд объявил так, что на самом деле означает «обязан» его распустить.
Далее градус абсурда в решениях КС лишь повысился. Когда депутаты, игнорируя решение, начали работать, Демпартия вновь обратилась в КС, и тот вынес решение менее чем через час, признав незаконными еще не принятые решения парламента. К концу субботы КС вынес еще несколько решений, последовательно объявив неконституционными избрание премьера и назначение правительства. Обращался ли кто-то для этого в КС, не уточняется, но это мелочь по сравнению с главным: суд отменял решения, которых не существует в природе. Даже отдельные представители власти позволили себе пойти против линии Плахотнюка. «От всей души надеюсь, что страницу КС кто-то взломал, потому что иначе получается, что КС просто смотрит ТВ и объявляет неконституционными решения, которые письменно еще не оформлены», — написал госсекретарь минюста Николае Ешану, вызвав восторг у новой коалиции.
А парламенту никто не препятствовал в работе?
Еще как! Конечно же, Демпартия не ограничилась абсурдными судебными решениями. ДМП попыталась заблокировать смену власти через саботаж: на внеочередное заседание не пришел ни один технический сотрудник парламента. Секретарь парламента сообщил, что подает в отставку, все остальные контактные лица выключили телефоны. Наконец, заседание проходило в полумраке, в обесточенном зале, только с «аварийным» освещением и со светом фонарей видеокамер. Звука также не было — сначала депутаты просто говорили громко, дальше кто-то принес радиомикрофон и колонку, и стало значительно комфортнее. За этим с утра до вечера наблюдали послы — и западные, и российский. Как впоследствии признались депутаты, наличие дипломатов они воспринимали как гарантию собственной безопасности. И, конечно, это также придавало легитимности их «неконституционному» заседанию.
А что говорит улица?
Здесь Молдавия снова ломает шаблоны. Вчерашняя оппозиция (а теперь якобы новая власть) не призывает своих сторонников выходить на улицу и поддерживать их. Наоборот, они просят людей оставаться дома и не создавать повода для уличного противостояния. «Ситуация очень сложная. Мы находимся на пороге массового противостояния», — начал свою пресс конференцию в субботу Игорь Додон. Зато людей в свою защиту вывела старая власть. В ночь на воскресенье возле ключевых государственных институтов появились палатки, которые заблокировали входы, а рядом с ними — мужчины спортивного телосложения, которых идентифицировали как представителей так называемого «силового блока» ДПМ. Одновременно в центре столицы за ночь смонтировали сцену и собирают большой митинг в поддержку ДПМ.
Выльется ли это пока «виртуальное» противостояние в более жесткие формы?
Ответа не у кого. Однако союз пророссийской Соцпартии и проевропейского AКУM намерен бороться за власть. Непонятно только, как именно.
Это вообще хорошо или плохо для Украины?
Последний вопрос (или блок вопросов) настолько важен, что его стоит вынести отдельно.
Как вообще могло случилось, что столь разные силы решили объединиться? Что по этому поводу думает мир? Является ли это угрозой для нашего государства?
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что эта коалиция проживет недолго, и ее участники это открыто заявляют. Социалисты и проевропейские реформаторы решились на совместную работу не из-за большой любви, а наоборот — «из-за ненависти». Это — временная коалиция против Плахотнюка. «Хозяин Молдавии» стал настолько одиозным, что с целью свержения его власти смогли объединиться даже политические антиподы. Целью этого странного и неестественного союза является очищение власти от людей Плахотнюка, изменение избирательной системы на пропорциональную, а дальше самораспуск и проведение новых выборов. Именно для этого одним из первых решений парламент принял политическую декларацию о «захваченной Молдавии», в которой признал нынешние институты власти, включительно с конституционным судом, неправомочными. Да, это не правовой путь, но правовая чистота теряет вес, когда речь идет, по сути, о революции.
Важная деталь, которая немного пугает: новую власть поддержали и на Западе, и в России. Осторожно, но поддержали. И ЕС, и США решились закрыть глаза на то, что парламент «поставил в игнор» КС. Послы Евросоюза и Соединенных Штатов, бок о бок с российским послом, провели весь день на «нелегитимном заседании» парламента. А в довольно расплывчатом заявлении ЕС, которое появилась позже, решение парламента упоминаются без всякого сомнения в их правомочности, зато о существовании КС не упомянуто вообще. Есть и плохая новость: прямого признания того, что в Молдавии сменилось правительство, до сих пор не прозвучало ни от одной из западных столиц. Ни одно посольство не вспомнило, что считает Санду главой правительства, не поздравило ее с избранием. Похоже, для этого время еще не настало, и это добавляет вдохновения соратникам Плахотнюка.
А те тем временем продолжают призывать людей выходить на улицу и выливают в молдавские медиа накопленный компромат, очевидно, пытаясь рассорить коалиционных партнеров. В субботу на всех телеканалах Плахотнюка показывали три фрагмента видеозаписи встречи Додона и Плахотнюка, снятых скрытой камерой. На них политики ведут разговор о коалиции, вспоминают о федерализации (правда, неясно, кто ее предлагает), а Додон обещает главе ДПМ, что Россия закроет уголовное преследование против него, и мимоходом признается, что соцпартия… финансируется деньгами из РФ.
Но вернемся к вопросу — хорошо это для нас или плохо? Это вопрос непростой. Присутствие в коалиции пророссийской соцпартии — никак не вдохновляет. Открытая поддержка коалиции со стороны РФ — настораживает. Российский вице-премьер Козак, ответственный за отношения с Молдавией, напрямую не скрывает желания избавиться от власти Демпартии. И это — редкий случай, когда краткосрочные стремление РФ, ЕС и США полностью совпали.
И стоит понять, почему так произошло. Дело в том, что в Москве действительно считают Плахотнюка личным врагом Путина и преследуют цель снять его любой ценой — так же, как раньше они стремились снять Порошенко на Украине, а еще до того — Саакашвили в Грузии. И это не означает, что в Кремле поддерживают временное правительство во главе с европейской Санду (хотите узнать ее позицию по Украине — почитайте интервью «Я готова говорить Путину, что Крым — это Украина, а Россия напала на Донбасс»). И это точно не означает, что в Кремле в восторге от исключительно прозападного нового министра иностранных дел Нику Попеску, ныне — авторитетного эксперта, который работает в Лондоне и в Брюсселе. Зато для Украины эти два назначения являются исключительно выгодными. Да, риски из-за присутствия социалистов сохраняются — но друзья РФ не будут иметь решающего правительственного голоса.
Зато, можно с уверенностью говорить: сохранение «захваченной Молдавии» и диктатуры Плахотнюка нам точно не на руку. Особенно после событий субботы. Ведь просто «откатиться» к состоянию 7 июня, забрать власть у коалиции и назначить новые выборы — не получится. Победа Плахотнюка неизбежно приведет к еще большему разрыву Молдавии с ЕС и принесет дестабилизацию, которая ударит и по нам. Есть и худший сценарий: если от Плахотнюка отвернется не только Брюссель, но и Вашингтон, это может привести ее в объятия России, чисто от безысходности… Это — точно не то, что нам поможет.
Может ли Киев быть первым государством, которое рискнет и публично признает легитимность правительства Санду? Не факт. Это был бы смелый нестандартный ход, но международная безопасность — не та сфера, где резкость является безусловным преимуществом. Делать его можно лишь хорошо обдумав все последствия. Но тем не менее, Банковая вместе с МИД должны внимательно следить за событиями в Молдавии и быть готовыми действовать. Тем более — учитывая то, что за смену власти у наших соседей уже выступают и ЕС, и США.