Современный порядок мировой экономики сформировался после Второй мировой войны под руководством США. Его характерные черты: в качестве основного принципа выступает рыночная экономика, а в качестве главной формы выражения — глобализация. Также существует целый ряд норм и механизмов, которые стимулируют глобальное использование капитала и рабочей силы. Нынешний американский президент Дональд Трамп жестко критикует современный порядок, однако именно он сыграл важную роль в восстановлении и развитии мировой экономики после войны.
Спустя десятилетия развития, мировой экономический порядок столкнулся с необходимостью коренных изменений. Он должен объединить существующие международные договоренности и заставить мировое сообщество совместными усилиями ответить на три главных вызова современности. Во-первых, проблема старения населения. Развитые и некоторые развивающиеся страны столкнулись с тем, что рост числа работающего населения стал ниже, чем скорость появления иждивенцев. Это означает снижение творческих способностей, которое ставит под угрозу длительное мировое процветание. Во-вторых, наличие среднесрочных и долгосрочных капиталовложений. При недостаточных долгосрочных вложениях повышается риск нормального роста мировой экономике в долгосрочной перспективе. В-третьих, порядок по регулированию мировой системы. Он должен отражать реальность, в которой Китай является быстро развивающейся экономической державой. Если международный экономический порядок не сможет приспособиться к такому стремительному росту, то возрастет вероятность конфликтов между странами с быстро растущей экономикой и теми, которые остаются на прежнем уровне.
Чтобы отреагировать на вышеизложенные тенденции, в мировой экономике следует придерживаться следующих принципов: стимулировать рабочую силу, обеспечивать свободное движение капитала и человеческих ресурсов и привлечение долгосрочных инвестиций, а также дать развивающимся рынкам больше прав на принятие решений в важных международных организациях и по важным международным делам.
В Китае уже видят тенденцию к глубоким изменениям международного экономического порядка, поэтому страна призывает мировое сообщество к действиям. Однако это не означает, что нужно отказаться от системы ВТО, подчеркивается необходимость содействия более равной глобализации. С 1979 по 2017 годы вклад Китая в мировой экономический рост составлял 18.4%, а в 2018 году этот показатель достиг 30%. Однако во Всемирном банке и в МВФ у КНР недостаточно влияния и права на свободу выражения. Доля китайского юаня в специальных правах заимствования МВФ составляет лишь примерно 11%.
Столкнувшись с требованиями новых экономических держав изменить порядок мировой экономики, правительство США выказало недовольство. Штаты пытаются препятствовать свободному движению рабочей силы путем ограничения миграционных потоков и ужесточения визовой политики. Их стратегия совершенно очевидна: получение прибыли только от лучших талантов со всего мира и отказ от экономических и социальных издержек, которые появляются из-за мигрантов. Американская глобальная торговая война заставляет тревожиться инвесторов и производителей об экономических перспективах и вызывает нежелание совершать долгосрочные инвестиции.
Научно-технический прогресс может стать одним из путей решения вышеуказанных проблем. Новые технологии повышают производительность труда при таком же количестве инвестиций или даже при меньшем. Однако для получения большего количества продукции требуется создать более высокую потребность в инвестициях. Так, запрет американского правительства, наложенный на технологии 5G китайской компании «Хуавэй», заставляет нас волноваться о перспективах технологического развития. Штаты желают занять ведущую роль в области науки и техники и пользоваться приносимыми этой сферой благами. Однако, как показывает история развития науки и техники, технологии и доход, получаемый от них, не имеют государственных границ, а их развитие не обязательно происходит в странах-гегемонах.
Сейчас взгляды Китая и США на вопрос изменения мирового экономического порядка расходятся, однако такое разногласие может стать поводом для будущего сотрудничества. Чтобы приспособиться к изменениям, двум странам необходимо улучшить понимание истории и внутренней политики друг друга. Говоря о создании условий для сотрудничества, с помощью переговоров и консультаций КНР и Штаты смогут сформировать приемлемые для обеих сторон нормы и правила. Китай имеет достаточно богатый опыт и способности в строительстве инфраструктуры, поэтому в этой области также можно усилить взаимодействие. Трамп имеет грандиозные планы на строительство инфраструктуры, и эта сфера практически не затрагивает вопросы государственной безопасности, поэтому по ней достаточно легко достичь договоренностей. Странам стоит рассмотреть сотрудничество во многих сферах. Например, можно создать китайско-американскую исследовательскую группу, которая будет заниматься вопросом реформирования ВТО.