На этих днях символы в России обрели особое значение. В понедельник три главные экономические газеты страны вышли с одинаковой первой полосой. На них редакции выразили свою солидарность с журналистом-расследователем Иваном Голуновым, арестованным в пятницу при самых возмутительных обстоятельствах. Не менее наглядно российские топ-менеджеры и предприниматели продемонстрировали на экономическом форуме в Санкт-Петербурге поддержку находящегося под домашним арестом американского инвестора Майкла Калви (Michael Calvey). В знак солидарности с ним они закрепили на лацканах пиджаков значки с логотипом компании Калви «Бэринг Восток» (Baring Vostok). Произвол властей по отношению к одному из самых видных инвесторов в стране вот уже несколько месяцев обсуждается в передовицах газет.
Арест стал «шоком»
Эти случаи демонстрируют несостоятельность российской экономической политики. Если инвесторы, журналисты и предприниматели вынуждены опасаться, что судебные процессы и споры будут вестись с подключением связей участников, то они предпочтут вкладывать деньги в других местах. Олицетворяющий либеральную совесть в правительстве Алексей Кудрин, ныне глава Счетной палаты, совершенно справедливо говорит о «шоке», который испытала российская экономика от ареста Калви.
Но проблема не только в недостатке правосудия. Повсеместно предпринимателям вставляют палки в колеса. В то же самое время кремлевские чиновники как попугаи повторяют мантру о том, что жизнь якобы улучшается. и что Кремль относится к проблемам бизнеса со всей серьезностью. Но того, кто решается продолжать критиковать правительство, наказывают. Министр финансов Антон Силуанов упрекнул на форуме многих бизнесменов в нигилизме: мол, те постоянно рисуют все в мрачных красках. «Мы слышим бизнес и работаем с ним, но тем не менее „все плохо", все не так», — сказал министр.
Кремль изолирует Россию
Но все не так просто. Опасения многих предпринимателей имеют реальную основу и связаны с решениями правительства. Внешняя политика Кремля все больше загоняет страну в изоляцию. На горизонте маячат новые американские санкции. За все это расплачиваются люди и предприниматели. Помимо штрафных мер Запада, и контрсанкции Кремля ударяют по прибылям и мешают бизнесу. Политика локализации производства наносит вред прежде всего местным фирмам и часто насаждается насильственными методами. Кроме того, многочисленные новые предписания отпугивают потенциальных инвесторов.
Россия не сдвигается с мертвой точки
Результат этой политики — стагнация. Российская экономика топчется на месте. После того как ВВП в прошлом году неожиданно вырос на 2,3%, в этом году, по разным оценкам, ожидается настоящий обвал. Оптимисты еще рассчитывают на рост в 1,3%. Но для такой страны, как Россия, этого слишком мало. Так что великие цели правительства Путина останутся на бумаге. Год назад президент обещал в ближайшие годы сделать Россию одной из пяти самых развитых экономик мира.
Единственное, что еще поддерживает страну, — это макроэкономическая стабильность. Благодаря осторожной политике Центрального банка и строгому соблюдению бюджетной дисциплины Россия независима от иностранных денег. Российский бюджет сбалансирован, страна накапливает резервы. Благодаря этому в случае кризиса самого страшного удастся избежать. Но население ощущает трудности. Повышение возраста выхода на пенсию, воспринятое людьми как несправедливое, заставило многих людей выйти на улицу. Кроме того, в начале года вырос подоходный налог, что подстегнуло инфляцию. Повышение цен парализует потребление, реальные доходы населения продолжают снижаться.
Популярность Путина падает
Все это сильно давит на рейтинг популярности Владимира Путина. Поэтому растет нервозность среди кремлевских технократов. Они опасаются за собственные головы, если не выполнят амбициозные цели президента. Чтобы добиться роста экономики в 3% и улучшить жизнь людей, правительство планирует вложить в ближайшие годы свыше 200 миллиардов долларов в так называемые «национальные проекты», а именно в инфраструктуру, здравоохранение и образование. Также поставлена цель обеспечить приток 100 миллиардов от частных инвесторов.
Крымская эйфория ослабевает
Но с деталями этого плана многое неясно. Вообще непонятно, какие проекты должны быть в него включены. Хотя аналитики приветствуют идею инвестиционной программы, они боятся методов ее реализации. Велика опасность, что эта политика будет иметь символический характер. И символы Кремля не будут на газетных полосах и в виде значков. Скорее следует опасаться того, что политики захотят блеснуть нерентабельными крупными проектами, от которых населению в конечном итоге никакой пользы не будет.