Всего неделю назад мало кто знал Ивана Голунова, журналиста-фрилансера и автора репортажей о коррупции в Москве. Его статьи публиковались на независимом новостном сайте «Медуза», чья редакция находится в Латвии. Полиция и прокуратура его игнорировали.
Все изменилось 6 июня, когда Голунова арестовали в центре Москвы, избили и обвинили в хранении и распространении наркотиков. Ему не дали связаться с адвокатом и отказали в проведении судебно-медицинской экспертизы. Дело было явно сфабриковано. Позже полиция признала, что фотографии, на которых якобы изображена нарколаборатория в квартире Голунова, были сделаны в другом месте.
Российские социальные сети просто взорвались. Сотни журналистов и граждан выстроились в очередь перед главным управлением полиции. На «одиночных пикетах» они требовали немедленного освобождения Голунова. В стране разрешена только эта форма протестов. Некоторых быстро заталкивали в полицейские фургоны, что еще больше усилило общее возмущение.
В день ареста Голунова в Санкт-Петербурге состоялся саммит при участии китайского лидера Си Цзиньпина. На организацию этого мероприятия Кремль потратил миллионы долларов. Но инцидент с ранее малоизвестным журналистом совершенно затмил эту встречу. Историю его задержания широко обсуждали, а международные и российские СМИ выкладывали видео и публиковали его фотографии в слезах в зале суда. Актеры, певцы и другие публичные личности присоединились к движению, осуждающему происходящее.
10 июня три крупные газеты — причем ни одна из них не является радикальной — вышли с одинаковыми передовицами, на которых крупными буквами было написано «Мы — Иван Голунов». Уже к десяти утра все тиражи были раскуплены. Журналисты запланировали массовый протест на 12 июня, в праздничный день, когда Россия отмечает свою независимость от Советского Союза. Но за 24 часа до начала марша кое-что изменилось. Полиция внезапно закрыла дело и сняла с Ивана Голунова все обвинения. Почти одновременно с этим и, конечно же, неслучайно, суд в Чечне освободил еще одну жертву полицейской тактики с подбрасыванием наркотиков — правозащитника Оюба Титиева. Нет никаких сомнений в том, что приказ освободить обоих исходил от Кремля. Как известно, Владимир Путин чаще поощряет, а не сдерживает свои службы безопасности. Так почему же в этот раз получилось иначе?
Во-первых, как показывает освобождение Голунова, Кремль тревожится из-за того, что теряет монополию на власть. Проведенное активистами расследование показало, что журналист был схвачен членами коррумпированной группы сотрудников ФСБ, которые работают с криминальным подпольем. Их связи с преступниками как раз и разоблачил Голунов. Титиева арестовали и отправили в тюрьму за то, что он перешел дорогу Рамзану Кадырову — командующему небольшой армией властителю Чечни. И хотя ни один из этих арестов не был санкционирован Кремлем, полиция лишь следовала его примеру. Видя, что главные боссы безнаказанно нападают на своих противников, полиция и местные сотрудники ФСБ решили, что ничто не мешает им поступать так же.
Приструнив их, Кремль попытался изобразить Владимира Путина единственным источником справедливости, добрым царем, который прощает и наказывает по своему усмотрению. Но это не оттепель. 12 июня полиция жестко разогнала мирный митинг протестующих против ее методов, задержав около 200 демонстрантов, в том числе некоторых из тех самых журналистов, которые помогли освободить Голунова. Алексей Навальный, наиболее видный лидер российской оппозиции, также был арестован. По его словам, действия Кремля только кажутся нелогичными: «Они ужасно боятся сплоченности, которую люди проявили в связи с историей Голунова, поэтому сначала им нужно разрушить эту солидарность, а потом запугать и посадить в тюрьму тех, кто будет упорствовать».
Поддержка Ивана Голунова продемонстрировала мощь интернет-СМИ и рост протестных настроений среди населения. Пять лет снижения доходов вкупе с махровой коррупцией и случаями несправедливости образовали взрывчатую смесь, и Кремль опасается искры. Но и уступать инициативу протестующим он тоже не хочет. Поскольку Владимир Путин готовится к ежегодному телевизионному шоу с прямой линией, которое состоится 20 июня, и обдумывает, как сохранить власть после окончания последнего разрешенного Конституцией президентского срока, ему нужно, чтобы на улицах было спокойно. Но дело Ивана Голунова показывает, что вряд ли он этого добьется.