В феврале 1922 года основатель Советского Союза Владимир Ильич Ленин встретился с писателем Анатолием Луначарским, который перешел на службу коммунистической власти.
На той встрече Ленин произнес известную фразу: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино».
На деле это было распоряжение. Будучи народным комиссаром, Луначарский отвечал за вопросы образования и цензуры. Новая форма искусства, взывающая к чувствам, словно специально была создана для пропаганды и агитации.
Так что для советских граждан вскоре начали делать фильмы, которые рассказывали о колониях Великобритании в Индии и голодающих жителях Берлина.
Президент России Владимир Путин, родившийся и выросший в Советском Союзе, слышал эту цитату бессчетное количество раз.
Правда, Путин понял бы значимость телевидения и без Ленина. Сразу после прихода Путина к власти в 2000 году важнейшие телеканалы быстро перешли под контроль Кремля.
Помощь телевидения в формировании общественного мнения помогала Путину, когда он возвращал стране утраченную гордость, подчеркивал свои таланты руководителя страны и раскрывал хитрые намерения иностранных сил.
Союз телевидения и власти действовал долго, но за несколько лет его эффективность снизилась. И хотя телевидение пыталось добиться от граждан понимания ненавистной пенсионной реформы, результатом стало не изменившееся мнение российского общества, а падение уровня доверия к телевидению.
Как на это реагируют власти? Во всяком случае, они не пытаются поднять уровень доверия к телевидению.
Когда на прошлой неделе по подозрению в употреблении наркотиков был арестован журналист Иван Голунов, занимавшийся изучением вопросов коррупции в Москве, это событие стали активно обсуждать в социальных сетях. 10 июня три авторитетных деловых издания опубликовали на первой странице обращение с требованием соблюдать законы и провести открытое расследование происходящего.
Главные телеканалы страны эту тему не затрагивали.
Согласно опросам, россияне больше не считают телевидение надежным источником информации. Первое место занимают социальные сети.
Кремль оказался в затруднительном положении. Если телевидение начнет рассказывать о проблемах больше, недовольство граждан только усилится. Если телевидение продолжит молчать, новости на экране смартфона будут вызывать еще больше доверия.
Наверное, Ленин посоветовал бы ввести цензуру и в социальных сетях.
Автор статьи — руководитель отдела редакционных статей «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat)