Тот факт, что мы будем должны покрыть стоимость создания инфраструктуры для новых американских военных, подразделений или структур командования, особенных вопросов не вызывает. Военная инфраструктура требует модернизации, а присутствие сил США может помочь нам заняться этой задачей. Мы получим увеличение американского контингента, что соответствует польским государственным интересам и входит в список приоритетов каждого польского политика.
Однако вложений будет требовать не только инфраструктура: многомиллиардные траты ожидают нас прежде всего в связи с планами по закупке самолетов F-35. Польше, разумеется, нужны новые машины. Наша авиация, которой много лет не уделялось должного внимания, разваливается: помимо современных F-16 и учебных самолетов у нее практически ничего нет. Однако возникает вопрос, следует ли нам покупать F-35, да еще и, по всей видимости, в рамках такой схемы, от которой не выиграет наш оборонно-промышленный комплекс? Цена на сами машины может доходить до пяти миллиардов долларов, а к этому следует добавить космическую стоимость инфраструктуры, обслуживания и обучения.
Первый парадокс заключается в том, что Польша располагает современной инфраструктурой, но та предназначена для F-16, а второй в том, что новые версии этих самолетов по многим параметрам напоминают гораздо более дорогие F-35. Почему тогда мы выбрали именно их? Возможно, потому что этот продукт обладает большим политическим потенциалом. Ведь покупка самой современной машины в мире, относящейся к пятому поколению истребителей, выглядит привлекательнее (не имеет значения, что именно воображает, слыша эти слова, общественность). В такой ситуации вопросы о реальных потребностях и затратах отходят на второй план.
Президент Трамп выглядел невероятно довольным, подчеркивая в Белом доме, что поляки сами заплатят за наращивание присутствия американских сил. Интересно, о скольких миллиардах он думал.