Во вторник вечером на митинге в Орландо президент Трамп объявил о начале кампании по переизбранию на второй срок, рассказав о своих достижениях за первый срок и вспомнив про свою победу в 2016 году. Единственное, чего там не было, это программы действий на 2020 год.
Самой поразительной особенностью речи Трампа стало то, что он говорил о прошлом, а не о будущем. Безусловно, каждый действующий президент должен напоминать избирателям о своих достижениях, но Трампу приходится делать это больше всех, потому что средства массовой информации настроены по отношению к нему очень враждебно.
Президент прав в том, что оппоненты отказываются признавать легитимность его избрания. Демократы из палаты представителей до сих пор пытаются подвергнуть его импичменту, хотя доказано, что он не препятствовал следствию по делу о сговоре с Россией, которого не было. Его «недовольство» и «чувство обиды» (эти слова Трампа СМИ превратили в мемы) по этому поводу является вполне обоснованным.
Однако Трамп просит еще четыре года, и стремление президента доказать правомерность победы в 2016 году не найдет широкого отклика вне круга его главных сторонников. Большинство избирателей ушли дальше, забыв про 2016 год, и поэтому каждый опрос показывает, что они против импичмента. Им уже безразличны величайшие хиты Трампа по поводу Хиллари Клинтон, которая, к несчастью для президента, не будет баллотироваться на выборах-2020. Избиратели хотят знать, почему они должны рисковать, делая ставку на Трампа и на его нестабильный характер, почему они должны дать ему еще один президентский срок.
Это очень важно, особенно с учетом того, как в плане политики проходил его первый срок. Парадокс заключается в том, что своими главными успехами он обязан проведению традиционной консервативной политики. Неудачи у него были в таких вопросах, как торговля и иммиграция, а ведь именно в этих областях Трамп продемонстрировал свою подрывную индивидуальность.
Быстрый рост экономики связан с налоговой реформой, отменой государственного регулирования, либерализацией в области добычи энергоресурсов и отказом от преследования бизнеса, что наблюдалось в годы правления Обамы. Его действия по перестройке системы юстиции и укреплению армии сплотили республиканцев всех мастей. Реформа уголовной юстиции стала результатом многолетней кропотливой работы, которой занимались и правые, и левые.
Заслуга Трампа в том, что он занимался всеми этим делами, несмотря на яростное сопротивление, от которого другой республиканский президент мог бы потерять уверенность. В первую очередь это относится к его выходу из ядерного соглашения с Ираном и из Парижского соглашения по климату. Он пошел на это вопреки тому, что демократы и средства массовой информации были на стороне европейской элиты.
Но что касается иммиграции, то президент упустил шанс заключить сделку, отказавшись от легализации «мечтателей» (детей нелегальных иммигрантов) в пользу укрепления границы (в том числе, в пользу строительства своей стены). Теперь ему приходится решать проблемы предоставления убежища на границе, не рассчитывая на помощь демократов. В сфере торговли Трамп разорвал мировые правила, но взамен не предложил ничего нового и устойчивого. Президент просит избирателей поверить, что во второй срок он добьется больших успехов в этих вопросах, но это вряд ли повернет неопределившийся электорат в его сторону.
Второй парадокс президентства Трампа заключается в низких рейтингах его популярности, несмотря на укрепление экономики. Опросы показывают, что рейтинг одобрения президента в вопросах экономики превышает 50 процентов, а в целом он составляет 44,3 процента, по данным издания «Риал Клир Политикс» (Real Clear Politics). Такая разница объясняется поведением Трампа, который своими словами и действиями вызывает раскол и противоречия, настраивая против себя в основном образованных избирателей и женщин из числа сторонниц Республиканской партии. По данным последнего опроса «Уолл-Стрит джорнэл» и Национальной радиовещательной компании, больше всего Трампа не любят белые женщины с высшим образованием, среди которых уровень его поддержки составляет всего 20 процентов.
Возможно, Трамп рассчитывает на то, что ему удастся переубедить часть скептиков, сделав претендента от демократов еще более непопулярным, чем он сам. Такое возможно, если демократы пойдут ему навстречу и выдвинут Берни Сандерса или Элизабет Уоррен. Но это ставка на ошибку другой партии, а кампания по переизбранию — это обычно референдум, на котором проверяется отношение к действующему президенту.
Тем больше оснований предлагать избирателям нечто более существенное на второй срок. Трамп может поставить демократов под удар, рассказывая о высоких ценах на жилье, о бездомных, о закрытых кварталах, где живет элита, и о больших налогах на недвижимость. Он может предложить реформу в системе высшего образования, заставив вузы оплачивать часть долга тех студентов, которые не в силах погасить кредит, или дать новый импульс системе профессионального обучения, чтобы помочь молодежи, не имеющей возможности учиться в колледже.
Он может выдвинуть комплексные предложения по улучшению здравоохранения, расширив выбор, снизив цены и сделав страхование более гибким — тем более, что его администрация уже предложила часть мер в данном направлении. Он может продолжить свою тему про «осушение болота», выдвигая идеи по реформированию государственной службы. Еще мы можем предложить реформу социальной помощи, но Трамп не проявляет к ней интереса, а мы не верим в политические чудеса.
Это далеко не исчерпывающий список, и Трамп в любом случае не одержит победу как эрудит и мудрец, знающий ответы на все вопросы. Но не победит он и в том случае, если попытается повторить кампанию 2016 года, или если станет добиваться расположения только своих политических сторонников. Ему надо сделать намного больше, чем он предложил избирателям во вторник.